?
Русская грамматика: активные процессы в языке и речи
Яр. :
РИО ЯГПУ, 2019.
Научный редактор: В. Н. Степанов
Ответственный редактор: Л. В. Ухова
В сборнике нашли отражение результаты Международного научного симпозиума "Русская грамматика: активные процессы в языке и речи" (Ярославль, 17-19 мая 2019 года0, проводитмого ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в пратнерстве с МАПРЯЛ, РОПРЯЛ, Институтом русского языка мени В.В. Виноградова (РАН) и Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина. Статьи ведущих российских и зарубежных учебных и молодых исследователей. публикуемые в сборнике, посвящены актуальным проблемам грамматики современного русского языка. Кроме того, освещаются вопросы преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного.
Кувшинская Ю. М., В кн. : Русская грамматика: активные процессы в языке и речи. : Яр. : РИО ЯГПУ, 2019. С. 405-415.
В статье на базе корпусных данных рассматривается современное дистрибутивное употребление русских предметных существительных. Показано, что грамматические правила выбора числа существительных в дистрибутивном употреблении не всегда последовательно соблюдаются в современной речи, что объясняется рядом причин, в том числе различением референтных и нереферентных контекстов и некоторыми прагматическими значениями. ...
Добавлено: 29 декабря 2019 г.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
М. : МГИМО-Университет, 2018
В сборник вошли статьи участников V Международной научно-методической конференции "Преподавание русского языка как иностранного в вузе: традиции, новации и перспективы" (Москва, 1-2 марта 2018), проходившей в МГИМО МИД России. ...
Добавлено: 7 марта 2018 г.
В статье рассматриваются нестандартные подходы, применяемые при разработке языкового экспресс-курса в формате MOOC по русскому языку как иностранному для студентов элементарного уровня A1. Подробно анализируется лингвометодическая традиция создания мультимедийных языковых курсов и обосновываются предложенные методические подходы и решения. Основная идея статьи основана на концепции цифрового обучения: MOOC-формат должен стимулировать студента на переход из позиции пассивного ...
Добавлено: 20 августа 2018 г.
СПб. : Издательство Нестор-История, 2018
Аннотация:
Настоящий выпуск — третий в серии публикаций материалов к корпусной грамматике русского языка — последовательного грамматического описания, выполняемого на материале Национального корпуса русского языка. Корпусная грамматика в течение нескольких последних лет готовится в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН большим коллективом участников, включающим редакторов и авторов настоящего выпуска.
Выпуск охватывает частеречную проблематику и более общие проблемы организации ...
Добавлено: 4 ноября 2018 г.
МГИМО-Университет, 2018
В сборик вошли статьи участников V Междкнародной научно-методической конференции " Преподавание русского языка как иностранного в вузе:традиции, новации, перспективы". ...
Добавлено: 7 марта 2018 г.
Талалакина Е. В., Brown N. A., Камротов М. В., Russian Language Journal 2019 Vol. 69 P. 195-212
Добавлено: 10 декабря 2019 г.
Пенза : ПГУАС, 2014
Сборник научных трудов включает статьи, отражающие основное содержание докладов, предоставленных на конференции. Доклады посвящены актуальным проблемам филологии и преподавания иностранных языков, педагогики и переводоведения.
В сборник включены следующие разделы:
1. Методические и практические аспекты обучения иностранным языкам в вузе
2. Русский язык как иностранный.
3. Перевод и переводоведение
4. Психолого – педагогические аспекты преподавательской деятельности
5. Страноведение и межкультурная коммуникация
6. Довузовская ...
Добавлено: 20 февраля 2017 г.
Власова Е. А., Helsinki : Helsinki University Press, 2019
В статье исследуются регулярные ошибки в формообразовании и употреблении словосочетаний с предлогом для в нестандартных вариантах русского языка на территории Финляндии. Данные Русского учебного корпуса показывают, что проживающие в Финляндии билингвы, говорящие на русском языке с детства, и финские студенты, изучавшие его как иностранный и достигшие высокого уровня владения, порождают разные ошибки.
Билингвы регулярно используют гибридные словосочетания, используя ...
Добавлено: 20 августа 2018 г.
Добавлено: 6 декабря 2019 г.
Ольшевская М. Ю., Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом 2018 № 1 С. 13-18
На корпусном материале в статье рассматриваются распространенные ошибки в употреблении и конструировании вида глагола — с теоретической и типологической точек зрения. Используются данные учебного корпуса RLC, содержащего тексты изучающих русский язык как иностранный. Выявлены «слабые места» в усвоении данной темы иностранными учащимися. Предпринята попытка создания типологии ошибок. Показано, что наблюдаемые ошибки в образовании СВ глагола ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Кувшинская Ю. М., Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований 2015 Т. XI № 2 С. 659-688
Статья посвящена вопросу о влиянии коммуникативной структуры высказывания на выбор формы сказуемого при согласовании с именными группами, включающими неопределенные числительные и наречия. Автор приходит к выводу о том, что как возможность реализации той или иной коммуникативной структуры, так и характер влияния коммуникативной структуры на выбор формы сказуемого неодинаковы в предложениях с разными количественными словами, и ...
Добавлено: 7 апреля 2015 г.
Соловьева И. В., Сидорова М. Ю., М. : Издательство Московского университета, 2020
Публикуется по постановлению Редакционно-издательского совета филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Учебное пособие ставит целью показать, как формировалась си- стема лингвистического знания в русских грамматиках 20–50-х гг. XIX в. Подходы грамматистов к решению теоретических и практических вопросов русистики сопровождаются анализом рецензий их современников. Таблицы, схемы, контрольные вопросы, списки дополнительной литературы, задания по анализу науковедческих и ...
Добавлено: 9 мая 2020 г.
Деменева К. А., Адясова Л. Е., СПб. : Златоуст, 2017
Пособие представляет собой сборник тестов, заданий и игр для проведения лингвострановедческих олимпиад для иностранцев, изучающих русский язык в России и за рубежом. Может использоваться на уроках по русскому языку в качестве дополнительного материала, позволяющего подготовиться к сертификационным и выпускным экзаменам. Позволяет проверить знания о России, ее быте и культуре, традициях.
Состоит из двух частей. Первая содержит ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Сибирцева В. Г., Хоменко А. Ю., Баранова Ю. Н., Образовательные технологии и общество 2013 Т. 16 № 3 С. 508-521
В статье идёт речь о разработках научно-учебной группы студентов и преподавателей Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики «Корплинги (Нижний Новгород-Москва)». Данная работа связана с исследованиями в области компьютерной и корпусной лингвистики. Разработки нацелены в первую очередь на создание интерактивных ресурсов, основанных на материалах Национального корпуса русского языка, для обучения студентов русскому языку как иностранному. ...
Добавлено: 4 октября 2013 г.
Патроева Н. В., Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2018
В сборнике представлены материалы докладов международной научной конференции «Фортунатовские
чтения в Карелии», состоявшейся 10—12 сентября 2018 г. в Петрозаводском государственном университете.
Участники конференции обсуждали проблемы лингвистической типологии, сравнительного языковедения,
морфологии и синтаксиса, словообразования, лексикологии и лексикографии, теории письма и фонологии,
исторической стилистики, методики преподавания русского языка. Материалы представлены академическими учеными и вузовскими преподавателями России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Италии, Киргизии,
Молдавии, ...
Добавлено: 29 декабря 2019 г.
Ягодова А. А., СПб. : Державинский институт, 2016
Учебный комплекс по русскому языку как иностранному. Уровень А 2.1. ...
Добавлено: 19 ноября 2017 г.
Сибирцева В. Г., Карпов Н. В., Nová rusistika/ Новая русистика 2014 № 1 С. 19-35
В статье описан опыт использования аутентичных материалов Национального корпуса русского языка в рамках проекта «Создание электронного учебника по русскому языку как иностранному языку». Особое внимание уделяется рассмотрению путей автоматической адаптации языкового материала лингвистического корпуса и новостных статей. Анализируется возможность автоматического упрощения сложных аутентичных текстов с точки зрения их лексики, а также синтаксической и морфологической структуры. ...
Добавлено: 3 декабря 2013 г.
Леонтьева А. Л., Вестник Московского университета. Серия 9: Филология 2017 № 3 С. 232-235
Статья представляет собой обзор докладов, сделанных на международной конференции "Русская грамматика: описание, преподавание, тестирование", прошедшей в июне 2017 года в Хельсинки. ...
Добавлено: 28 июня 2018 г.
Eremina V., Еремина О. С., SWorldJournal 2015 Vol. J11508 P. 150-153
The paper analyzes characteristics of academic language in science as an indispensable component of preparing foreign students for studying engineering at the university ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Кувшинская Ю. М., Труды института русского языка им. В.В. Виноградова 2024 № 2
Работа посвящена вопросу об употреблении местоимений серии на -либо в контексте прямого отрицания, который остается дискуссионным, несмотря на фундаментальные исследования, посвященные семантике неопределенных местоимений. В работе эта проблема рассматривается на примере употребления местоимения какой-либо в Национальном корпусе русского языка и в Корпусе русских учебных текстов, I с привлечением экспериментальных данных. В результате выделяются типы контекстов, ...
Добавлено: 25 октября 2023 г.
Рахилина Е. В., 154430030, Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований 2015 Т. XI № 1 С. 621-639
В статье рассматриваются особенности построения трех видов конструкций - условных, сравнительных и предложных - в речи эртажных носителей русского языка и изучающих русский как иностранный. В качестве материала использованы тексты Russian Learner Corpus. ...
Добавлено: 25 июля 2015 г.
Талалакина Е. В., Стукал Д. К., Камротов М. В., Modern Language Journal 2020 Vol. 104 No. 3 P. 618-646
Добавлено: 31 августа 2020 г.
Сибирцева В. Г., Карпов Н. В., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP "Working Papers of Humanities". 2012. No. 2012-6.
Рассматриваются особенности отбора учебного иллюстративного материала для теоретической части мультимедийного учебника по русскому языку как иностранному "Русский глагол. Словообразование" и описывают возможности составления различных упражнений на базе Национального корпуса русского языка. На материале Корпуса разработана технология создания электронного учебника, применимая для любого учебника иностранного языка. Технология позволяет внедрять в учебник вспомогательные всплывающие подсказки. Подсказка состоит ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
М. : ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина», 2016
Данный сборник тезисов включает материалы Международного научного симпозиума «Русская грамматика 4.0», проходившего в г. Москве, с 13 по 15 апреля 2016 г. Учредителями симпозиума выступили: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Институт языкознания РАН, Санкт-Петербургский государственный университет. Цель мероприятия состояла в укреплении научных связей между ведущими центрами по изучению русского языка в России ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Пекелис О. Е., Scando-Slavica 2020 Т. 66 № 2 С. 281-303
В статье рассматривается дистантное употребление русского рефлексива себя в составе инфинитивной клаузы, т.е. такое употребление, при котором антецедентом себя выступает подлежащее главной клаузы. Демонстрируется, что дистантное употребление в современном языке ограничено строже, чем в языке XIX в. На материале Национального корпуса русского языка выявляются три фактора (семантическая роль себя, фокус эмпатии и доступность локального прочтения рефлексива), препятствующие дистантному употреблению себя сегодня, но не ...
Добавлено: 10 июля 2021 г.