?
Реформа правового режима сделок хозяйственных обществ с заинтересованностью: шаг вперед, два шага назад?
Применяя методы теории трансакционных издержек, автор исследует введенные в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ правила совершения и оспаривания сделок с заинтересованностью и приходит к выводу, что они скорее вызовут увеличение, чем снижение «агентских издержек». Субъективизм в оценке экономических благ, ограниченная рациональность и оппортунизм не позволяют создать полностью объективные правила совершения сделок с конфликтом интересов. При совершении таких сделок исключительно волей заинтересованного лица добровольного соглашения о цене и иных условиях не достигается, что дает основания не считать их договорами. Поэтому основным способом минимизации «агентских издержек» должен быть предварительный управленческий контроль, возвращающий данным сделкам договорный характер. Однако вместо профессиональной предварительной проверки эффективности сделок с заинтересованностью законодателем создана игровая ситуация, исход которой зависит от способности истца доказать наличие убытков. При этом заинтересованный руководитель — ответчик, нарушивший фидуциарные обязанности, обладает большей и лучшей информацией, защищен презумпциями, а следовательно, несет и меньшие расходы по ведению дела.