?
Образы современности в XXI веке: космодернизм
В статье рассматривается одна из последних попыток «переписывания» постмодернизма, предпринятая американским философом Кристианом Морару, известная под названием «космодернизм». Авторы воссоздают ход дискуссии о необходимости построения нового философского проекта взамен постмодернизму Фредрика Джеймисона, на которую опирался в своей философской работе Морару. Статья предлагает историко-философскую реконструкцию становления теории космодернизма в её связи со спорами вокруг постпостмодернизмов начала XXI века, а также вносит ясность в вопрос соотношения концепций «космодернизма» и «планетаризма», являющихся историческими наименованиями одного проекта. Критическое рассмотрение концепции космодернизма/планетаризма описывает методологию работы Морару, состоящую в анализе литературных произведений с середины XIX века до наших дней, которые демонстрируют, по мнению философа, наиболее репрезентативные черты современности. В рамках анализа теории и её сопоставления с конкурирующими социально-философскими проектами, такими, как диджимодернизм и метамодернизм, выделяются наиболее интересные для актуальной социальной философии стороны космодернизма: указание на размывание субъект-объектных границ в современности, анализ феномена нетовизации пространств и объектов, переосмысление характера завершающейся глобализации, перспективы омирщвления дискретного мира до культурного концепта планеты. Слабыми сторонами философской работы Морару является концентрация исключительно на авангардной литературе, что ограничивает автора в возможности работы с эмпирическим материалом современности, и ослабляет позиции его теории в сравнении с другими проектами. Основной предмет исследования Морару – литература –, имплицитно наполненный этическим пафосом, привносит в концепцию космодернизма элемент утопического долженствования и выводит из сферы внимания философа другие важные феномены современной культуры, что делает замысел Кристиана Морару даже менее пригодным для анализа современности, чем постмодернизм.