?
Потаенные места в игровой культуре башкирских детей (на материале Бурзянского района Республики Башкортостан)
С взрослением дети обретают большие возможности в самостоятельности освоения новых пространств, в изучении окружающей территории и ландшафта. Развитие самостоятельности детей, выход из-под прямой опеки взрослых, с одной стороны, позволяет детям посещать различные места вне взрослого контроля, а с другой — создает ограничения и запреты со стороны взрослых, налагаемые на посещения детьми мест, которые принято считать опасными. Эта ситуация создает появление в обособляющейся от взрослых детской субкультуре феномена потаенных мест, секретных миров детей. Запретное влечет как тем, что оно запретно, так и тем, что в нем много потенциала для развития фантазийных миров, игры, познавательной активности. Раскрывается проявление феномена на примере двух башкирских деревень. Вхождение в секретный мир детей взрослым исследователем было достигнуто с помощью камеры-посредника. Выявлено четыре типа пространства, различающихся по степени открытости и контроля взрослых за детьми: открытое, находящееся под контролем взрослого; открытое вне контроля взрослых; скрытое от взрослых (собственно потаенные места); запретное для взрослых и детей. Выявлены закономерности освоения таких пространств детьми в соотнесении с процессами их взросления и ограничениями со стороны взрослых, а также общими нормативами башкирской культуры.