?
Антропософы, розенкрейцеры и революция: Деятельность Владимира Михайловича Викентьева (1882–1960)
В начале ХХ столетия в России образованное общество чувствовало грядущую ката-
строфу и, чтобы избежать ее, пыталось найти пути преобразования страны. Антропосо-
фы, масоны и члены других тайных обществ верили, что оккультные и мистериальные
усилия посвященных способны менять как жизнь отдельного человека, так и судьбу на-
родов. Антропософ, розенкрейцер, ученый-египтолог Владимир Михайлович Викентьев
старался активно воплощать в России идеи создателя антропософского учения Штайне-
ра и развивать культуру как инструмент своего рода первичного воспитания масс. Для
этого он создавал кружки и общества по изучению культуры и истории Востока, считая
этот вектор главным для достижения, по выражению Штайнера, эпохи «самодуха». Эти
кружки должны были готовить их участников к посвящению в закрытые сообщества
антропософов. Кроме того, он активно развивал идею живого музея, музея-института,
музея-действа, который должен был стать своеобразным храмом (аналогом Гетеанума
в Дорнахе), из которого исходят импульсы преобразований. Для воплощения своих за-
мыслов Викентьев после революции 1917 г. поступил на службу в Отдел по делам музеев
и сохранения культурных памятников Наркомата просвещения, где начали трудиться и
другие антропософы. Ему удалось создать Музей-институт классического Востока, ко-
торый он устроил в здании Исторического музея. Этот музей был замыслен его созда-
телями как прообраз России, ее культуры и истории. Полагаем, что Викентьев выбрал
Исторический музей не случайно, а следуя своим антропософским принципам. Уехав в
1922 г. из России с целью пополнения коллекций Музея-института, Викентьев не смог
вернуться и остался в Египте, сохранив до конца верность своим принципам.