?
Из истории восточной археографии в Дагестане
Статья рассказывает о предыстории дагестанской школы восточной археографии на российском Кавказе позднего имперского и раннего советского времени в общем контексте советских культурных преобразований. Вместе с созданием в 1920-е гг. в советских автономиях сети музеев, краеведческих обществ и научно-исследовательских учреждений, в сельских районах Дагестана начинается интенсивная работа по собиранию, копированию, переводу и изучению документов и рукописей из частных и мечетных библиотек на восточных языках, преимущественно на арабском литературном и местных кавказских и тюркских языках в арабской графике. Среди первых собирателей восточных рукописей в Дагестане преобладали мусульманские ученые и представители зарождавшейся на рубеже XIX–XX вв. мусульманской интеллигенции. В ранних археографических экспедициях участвовали дагестанские модернисты-джадиды и их ученики. Академическое источниковедение окончательно сложилось в Дагестане в послевоенные десятилетия. Но и во второй половине ХХ в. среди дагестанских источниковедов остаются выпускники мусульманских образовательных учреждений, нередко получившие позднее высшее светское образование. Тематический репертуар Фонда восточных рукописей в какой-то мере отражает интересы и вкусы модернистской части советской мусульманской элиты, нарушая общую традицию частных и мечетных библиотек, в которых преобладают сочинения по праву, догматике, ритуалу и их комментарии. В дагестанской восточной археографии между двумя мировыми войнами упор был сделан на преимущественный сбор и изучение оригинальных дагестанских сочинений и документов на арабском языке. Именно в работах дагестанских джадидов и их учеников, с именами которых связано начало восточной археографии в Дагестане, вводится в научный оборот целый ряд памятников мусульманской историографии Дагестана с эпохи раннего средневековья до конца нового и начала новейшего времени, ставших классическими и переосмысленных в современной историографии на Северном Кавказе.