?
«А вы могли бы?» Маяковского как «рубежный» текст
В статье обосновывается понятие «рубежного» текста в лирическом творчестве. Рас-
сматривается особое положение стихотворения «А вы могли бы?» в контексте творче-
ского пути В. В. Маяковского, на фоне так называемого догероического цикла («Ночь»,
«Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу»), где еще нет столь характерного для
поэта грандиозного «я», осознающего себя центром мира, источником творческой воли
к его преображению. «Рубежный» статус «А вы могли бы?» обусловлен тем, что здесь
впервые появляется лирический герой Маяковского и впервые определяется страте-
гия построения художественного мира в антропологических координатах: творческая
воля поэта направлена на очеловечивание всего сущего. В связи с «миростроительны-
ми» задачами лирики Маяковского осмыслен его закономерный интерес к символизму,
прослежена трансформация символистской образности в процессе выработки новой
поэтики. В ходе сравнения двух редакций стихотворения показано, что поиск компо-
зиционного решения (перестановка ключевых элементов картины, изменение порядка
жестов «я») отражает формирование установок лирического героя как творца. Итого-
вая редакция «А вы могли бы?» рассмотрена в аспекте важнейшего свойства поэтики
раннего Маяковского: пересоздание мира одновременно моделирует саму позицию «я»
в мире. Благодаря динамическому принципу композиции и смелости художественных
ассоциаций реальность предстает в ее собственной готовности измениться. В результа-
те смелого жеста «я» («Я сразу смазал карту будня») разнородные вещи, наполняющие
то «будничное» пространство, где проявляет свою творческую активность лирический
герой, получают единство: это единство лица («лица вселенной»). Предпринятый ана-
лиз текста позволяет уточнить адресата финальной строки, а также смысл заглавия
стихотворения: всматриваясь в проступающее из хаоса первоначального творения
«лицо вселенной», лирический герой надеется обрести партнера по диалогу, ощутить
родство с миром в самом акте творения.