?
"Деловой климат в оптовой торговле в III квартале 2018 года"
Бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле в 3 квартале 2018 года»
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сегменте оптовой торговли в III квартале 2018 года.
По результатам конъюнктурного опроса руководителей более 4,2 тыс. организаций оптовой торговли из 82 регионов России, проведенного Федеральной службой государственной статистики в III квартале 2018 года, в секторе оптовой торговли наблюдалось некоторое ослабление неблагоприятных тенденций, ухудшивших состояние деловой конъюнктуры в предшествующем квартале. В анализируемом периоде разворачивание негативных трендов приостановилось, что выразилось в их невыразительном, но позитивно—коррекционном процессе. В результате, динамика ключевых показателей деятельности организаций оптовой торговли, относительно двух предыдущих кварталов, характеризовалась улучшенными значениями.
Вместе с тем, большинство курсовых индикаторов, несмотря на нивелирование отрицательных значений относительно двух предшествующих кварталов, свидетельствовали о слабой рыночной конъюнктуре, не позволившей оказать существенное влияние на состояние делового климата в отрасли. В частности, значение индекса предпринимательской уверенности[1] (ИПУ) по итогам III квартала не изменилось и сохранилось на уровне II квартала на отметке (+3%).
Анализ развития оптового рынка в разрезе видов реализуемой продукции, свидетельствует, что одной из самых неблагоприятных тенденций в его динамике по итогам III квартала, следует считать заметное ухудшение состояния делового климата организаций, реализующих товары социального назначения.
В частности, вследствие ослабления рыночной активности, наиболее неблагоприятный деловой климат сложился в организациях, реализующих бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары (значение ИПУ опустилось с (-4) до (-11%)). Одновременно, заметная просадка рыночных позиций, как следствие сжатого спроса и снижения объемов продаж, произошла в оптовых фирмах, реализующих пищевые продукты. Значение ИПУ замедлило рост до (+2) против (+6%) во II квартале, опустившись в диапазон самых низких значений с 2016 г.
Аналогичные тенденции в динамике ИПУ прослеживались и по организациям, реализующим парфюмерию и косметику (снижение индикатора с (+5) до (+2%)), а также фармацевтические и медицинские товары (с (+4) до (+3%)).
Относительно благоприятный деловой климат по-прежнему характеризовал торговую деятельность, заключающуюся во взаимодействии оптовиков с экономическими агентами рынка производственно-технического назначения.
В частности, отмечался рост предпринимательской уверенности в оптовых фирмах, занимающихся реализацией топлива (ИПУ увеличился с (0%) до (+4%)), автотранспортных средств (с (+1%) до (+2%)), а также строительных материалов и химических продуктов (с (+4) до (+5%)), соответственно.
[1] Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем периоде по сравнению с предыдущим и ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде; в процентах.