?
Потенциал популяризаторов науки в противостоянии лженаучному знанию
В статье на основе материалов разведывательного исследования различных групп популяризаторов науки в России, определения их профессиональных и личностных качеств, мотивов участия в популяризации делается попытка раскрыть их отношение к проблеме лженауки, способность противостоять её развитию. Распространение лженаучного знания в современном обществе рассматривается как перманентный процесс, преодоление которого с учётом развития института науки, отношения государства, бизнеса и общества к науке невозможно.
В результате отбора респондентов по целевой выборке были выделены четыре основные сферы занятости популяризаторов: журналистика, занятия наукой, преподавание в вузе и собственно популяризация науки. Отнесение к группе «популяризаторов» проводилось на основе самоидентификации. Для сбора данных использовалась анкета с полузакрытыми вопросами, измеренными преимущественно по номинальной шкале с множественным выбором ответов. Основой для построения выводов по результатам исследования стала процедура операционализации и проверка основной гипотезы о том, что способность противостоять лженаучному знанию в большей мере определяется не объективными характеристиками популяризаторов, а следованием ценностной позиции – уберечь общество от мракобесия и лженауки.
Показано, что только каждого пятого из числа популяризаторов можно отнести к «борцам с лженаукой». Их отличительной характеристикой является выраженная ценностная позиция защиты общества от лженауки. Её дополняет принадлежность к более молодому возрасту и наличие небольшого стажа работы в занимаемой должности, высокий уровень эмоционального настроя и энтузиазма в готовности противостоять лженауке.