?
Symbolisme "aryen" versus idolatrie "sémitique": le Symbolisme d'Andrei Biely
P. 157-162.
Светликова И. Ю.
Переводчик: S. Zenkine
Статья посвящена одному из элементов представлений о символизме в начале 20-го в., а именно - идее о его "арийском" происхождении, сформулированной расовым идеологом Х.Ст. Чемберленом. Отзвуки этой идее обнаруживаются в знаменитом сборнике Андрея Белого "Символизм" (1910).
Язык:
французский
В книге
Moussa S., Zenkine S. Lyon : Presses universitaires de Lyon, 2018
Торшилов Д. О., AvtobiografiЯ: Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture 2018 № 7 С. 135-145
Яков Голосовкер развивал тему мифологизации автобиографии в тесной связи с принципами русского символизма (см. «Миф моей жизни»). Свидетельство этого — его неопубликованное письмо Андрею Белому, которое может быть датировано 1921 годом. временем, когда они оба участвовали в работе московской «Вольфилы». Возможно, что их встречи и творческая связь в конце 20-х гг. повлияла на образ Христа, ...
Добавлено: 1 февраля 2019 г.
Линкова Я. С., В кн. : Европейская поэтика. XIX век. Энциклопедический путеводитель. : М. : Intrada, 2018.
В главе анализируются эстетика и теория одной из ключевых фигур французского символизма, Стефана Малларме, во многом определившего дальнейшее развитие европейской поэзии. ...
Добавлено: 23 октября 2017 г.
Линкова Я. С., Литературоведческий журнал 2013 № 33 С. 124-142
В статье рассмотрены ключевые моменты становления символистской поэтики в творчестве Стефана Малларме, для которого теоретическое обоснование нового представления об искусстве и рассуждения о природе и тайне своего творчества имели первостепенное значение. Анализируются основные статьи поэта «Еретические мысли художника. Искусство для всех», «Кризис стиха» и др., раскрываются основные положения его теории символа, приведшей к созданию нового ...
Добавлено: 3 декабря 2013 г.
Корзинова О. В., Артикульт 2016 № 3 (23) С. 62-68
В статье представлен путь развития символического языка голландского художника Яна Тооропа (1858-1928), современника Ван Гога и Густава Климта, сыгравшего большую роль в формировании и становление символизма на европейской арене конца XIX-начала XX века. Анализируя личность художника, его творческий путь и ключевые произведения, статья открывает стилистику произведений мастера и его значение для развития отдельных направлений. ...
Добавлено: 24 ноября 2017 г.
Резвых П. В., Мировое древо 2001 № 8 С. 145-167
В статье дается анализ символической топографии романа А.Белого "Серебряный голубь" с учетом содержащихся в тексте романа историко-философских аллюзий. ...
Добавлено: 24 февраля 2013 г.
Светликова И. Ю., В кн. : История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку. Сборник статей. : М. : Государственный институт искусствознания, 2018. С. 308-321.
Статья посвящена орфическим мотивам в романе Андрей Белого "Петербург" ...
Добавлено: 5 октября 2018 г.
М. : Intrada, 2018
Энциклопедический путеводитель "Европейская поэтика. XIX век", подготовленный Отделом литературоведения Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН - научное издание , представляющее развитие европейской поэтики XIX века. ...
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Сабашникова А. А., / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Literary Studies". 2015. No. WP BRP 06/LS/2015.
В статье анализируется жанровая природа пьесы Поля Клоделя 1911 года, определенной автором как мистерия. Произведение рассматривается как своего рода жанровый эксперимент, ставший возможным в начале ХХ века благодаря стиранию границ, характерному для символистской драматургии. В сюжете пьесы выделяются два уровня: драматический – собственно фабула, и мистериальный, который выводит описанные события на универсальный уровень, символически вбирает ...
Добавлено: 27 марта 2015 г.
М., Париж : Европа, 2008
«Семиотика скандала» — третий сборник серии «Механизмы культуры». В нем представлены материалы международной конференции, проведенной в Центре славянских исследований (Сорбонна, Париж). Авторы, пользуясь различной методологией, анализируют разные формы скандала как одну из доминирующих категорий литературного процесса, истории и политики. ...
Добавлено: 22 ноября 2013 г.
Большухин Л. Ю., Александрова М. A., Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература 2018 Т. 15 № 4 С. 590-604
В статье обосновывается понятие «рубежного» текста в лирическом творчестве. Рассматривается особое положение стихотворения «А вы могли бы?» в контексте творческого пути В. В. Маяковского, на фоне так называемого догероического цикла («Ночь»,
«Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу»), где еще нет столь характерного для
поэта грандиозного «я», осознающего себя центром мира, источником творческой воли
к его преображению. «Рубежный» ...
Добавлено: 4 марта 2019 г.
Доброхотов А. Л., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2017. No. WP BRP 148/HUM/2017.
Статья посвящена философской реакции ряда русских символистов на революции 1917 г. Показана «перегруппировка» символистского течения Серебряного века, которая обнаружила глубинные различия в его ценностных основаниях. В статье это преломленное единство в идейном мире символизма рассмотрено на примере публицистики Вяч. Иванова, Блока и Белого. ...
Добавлено: 12 апреля 2017 г.
Корзинова О. В., Входит в Перечень ВАК от 1/12/2015 под №770 по дисциплинам 24.00.00 Культурология; 09.00.00 Философские науки; 17.00.00 Искусствоведение. H5-H5-медиана в Google Scholar: 7-9 До 31 декабря 2016 года журнал выходил как печатное издание и имел ISSN: 2222-1956. С 1 января 2017 года журнал выходит как сетевое издание и имеет ISSN: 2454-0625. 2017 № 5 С. 78-86
В статье представлен путь развития символического языка голландского художника Яна Тооропа (1858-1928), современника Ван Гога и Густава Климта, сыгравшего большую роль в формировании и становление символизма на европейской арене конца XIX-начала XX века. Анализируя личность художника, его творческий путь и ключевые произведения, статья открывает стилистику произведений мастера и его значение для развития отдельных направлений. ...
Добавлено: 30 ноября 2017 г.
Светликова И. Ю., В кн. : Понятия, идеи, конструкции: Очерки сравнительной исторической семантики. : М. : Новое литературное обозрение, 2019. С. 376-393.
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Дьяченкова О. В., Артикульт 2023 № 2 С. 23-36
Автор статьи рассматривает линию как средство художественной
выразительности в искусстве голландского модерна. Вдохновленная природными
мотивами, приемами английской, французской и бельгийской школ, а также египетской и
индонезийской эстетикой, линия голландского модерна ознаменовала разрыв с
традиционными формами и выход к абстрактному искусству. В работе анализируются
живописные и графические произведения Яна Тооропа и Ян Торн-Приккера. Особое
внимание уделено тому, как изобразительный мотив перерастает в ...
Добавлено: 4 июня 2023 г.
Токарев Д. В., В кн. : По, Бодлер, Достоевский: блеск и нищета национального гения. : М. : Новое литературное обозрение, 2017. С. 363-375.
В статье рассматриваются две тенденции в восприятии фигуры Бодлера в русской эмиграции. Первая связана с традиционным представлением о Бодлере как декадентском поэте (выступление Н. Берберовой на заседании Франко-русской студии в Париже). Вторая уходит от этого клишированного представления и предлагает новый взгляд на французского поэта и на символизм в целом (Г. Адамович, Б. Поплавский), причем Бодлер здесь интересен не ...
Добавлено: 29 октября 2017 г.
М. : Канон+, 2014
Авторы сборника пытаются осознать различные грани взаимосвязи искусства двух столетий XIX и ХХ. Эта художественная динамика рассматривается как многоуровневый процесс, в котором находят место оппозиции и сближение, новаторские взлеты и проявление инерции. Кроме анализа произведений изобразительнго искусства и архитектуры читатель найдет в сборнике размышления о литературе, телевидении, кино ...
Добавлено: 9 октября 2014 г.
Степанова А. В., В кн. : Письменные памятники Востока. Вып. 39.: Наука, 2019. С. 34-40.
Традиция нанесения татуировок играет важную роль в культуре берберов стран дальнего Магриба. Несмотря на запрет татуировок в Коране, в исламских обществах Северной Африки сильны черты атавистического анимизма, вера в сакральное значение символов и могущество бараки, присущей живым и неживым объектам. Татуировка, ее ингредиенты, иглы, символы – это все обладает силами способными повлиять на жизнь людей, ...
Добавлено: 24 февраля 2020 г.
Маслов А. А., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология 2018 Т. 17 № 4 С. 59-74
В статье рассматривается один из центральных стихотворных даосских текстов «Древо без корней» («Угэнь шу»), приписываемых магу и бессмертному Чжан Саньфэну. Этот трактат в целостной форме создан не раньше конца XVIIIв. – началаXIXв., причем четыре основных списка текста лишь незначительно отличаются друг от друга. Стихи этого произведения дополнялись и выстраивались таким образом, чтобы сформировать трехэтапную структуру самосовершенствования ...
Добавлено: 21 апреля 2018 г.
Доронина А. А., В кн. : New Trends in Slavic Studies - 2. : М. : Издательская группа URSS, 2021. С. 421-426.
В статье рассматривается интерпретация Вяч. Ивановым концепта “русская идея”. В частности, демонстрируется философский характер этого концепта путем помещения его в контекст общей теории символизма Вяч. Иванова. Тем самым ставится под вопрос “мистическое” истолкование социально-политических взглядов мыслителя, которое уже при жизни Иванова стало одним из аргументов его критиков. ...
Добавлено: 2 января 2021 г.
Дьяченкова О. В., Артикульт 2016 Т. 23 № 3 С. 62-68
В статье представлен путь развития символического языка голландского художника Яна Тооропа (1858-1928), современника Ван Гога и Густава Климта, сыгравшего большую роль в формировании и становление символизма на европейской арене конца XIX-начала XX века. Анализируя личность художника, его творческий путь и ключевые произведения, статья открывает стилистику произведений мастера и его значение для развития отдельных направлений. ...
Добавлено: 10 мая 2023 г.
Кантор В. К., Вопросы литературы 2014 № 5 С. 25-61
Достоевский жил в пространстве классики, и в еготворчестве жили Гомер — который дал, по мысли Достоевского, организацию миру древнему, как Христос — новому, Данте, Шекспир, Шиллер, Гете, Бальзак, Пушкин. Он не всегда писал о них, но внутренние переклички смыслов постоянны. Это были ориентиры Достоевского. Впервые точно оценил соотношение Достоевского и Бальзака как культурфилософское Бердяев. По ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Ермакова Л. Л., Studia Litterarum 2022 Т. 7 № 1 С. 338-355
Поэта-символиста Вячеслава Иванова и религиозного философа Сергия Булгакова в 1905–1918 годах связывали как деловые, так и дружеские отношения. В 1914 году Вяч. Иванов опубликовал стихотворение «Мать» («Те глыбы, что нежно засыпали гроб…»), с посвящением С. Булгакову. В настоящей статье представлен его анализ с привлечением чернового варианта стихотворения, позволяющего проследить работу творческой мысли поэта. Был выявлен ...
Добавлено: 29 сентября 2021 г.
Торшилов Д. О., В кн. : Эпоха «остранения». Русский формализм и современное гуманитарное знание: Коллективная монография. : М. : Новое литературное обозрение, 2017.
В главе рассматривается реакция Андрея Белого на деятельность его младших коллег, русских формалистов. ...
Добавлено: 23 марта 2019 г.