?
Что мы вправе ждать от философской теории познания?
С. 54-56.
В статье рассматривается проблема реформирования концептуального каркаса современной эпистемологии в связи с тем, что значительная часть результатов исследования научно-познавательного процесса получена специальными науками. Направление реформы определено взаимодействием
философии познания с широким кругом науковедческих, когнитивных и компьютерных наук. Критика современной философии познания необходима, но не следует адресовать ее архаическим формам этой философии, давно утратившим
актуальность. Предлагается использовать в качестве методологического ориентира «принцип дополнительности» Н. Бора по отношению к различным содержаниям категории «субъекта».
Язык:
русский
В книге
Т. 6. , М. : Русское общество истории и философии науки, 2018
Матвейчев О. А., Философия и культура 2018 № 10 С. 73-85
Данная статья представляет собой историографический и теоретический обзор взглядов греческих мыслителей от Пифагора до представителей греческой патристики на вопрос о происхождении философии.
Автор констатирует преобладание среди греческих мыслителей приверженцев так называемой адоптивной гипотезы, согласно которой философия была заимствована у других народов. По убеждениям многих античных авторов, восточная мудрость была воспринята ранними греческими философами во время их ...
Добавлено: 29 января 2019 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 3 С. 287-299
Исследовательской целью статьи является изучение обширной и разнообразной научной деятельности крупного современного российского философа, действительного члена АПСН, доктора философских наук, профессора В. М. Розина. Множеством своих фундаментальных трудов он внес существенный и разносторонний вклад в методологию, культурологию, искусствознание, техникознание, человекознание, в том числе в психологию и педагогику. ...
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
Ясницкий Л. Н., Данилевич Т. В., М. : ООО "Лаборатория знаний", 2021
Рассмотрены вопросы становления и эволюции науки,
психологии познания, а также способы передачи знаний
и образование как фундаментальная категория науки.
Обсуждаются взаимоотношения науки и философии, науки
и религии, науки и искусства, науки и квазинауки. Особое
внимание уделено проблемам взаимоотношения науки и про
изводства, негативным последствиям научно-технического
прогресса. Изложены и проанализированы современные мето
ды получения научных знаний (технологии математического
моделирования и искусственного интеллекта, включая обу
чение их ...
Добавлено: 28 сентября 2021 г.
М. : ИМЛИ РАН, 2023
Добавлено: 10 ноября 2023 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2022 № 7 С. 66-74
Термин «идея» в истории мысли употреблялся в трех главных значениях: эйдос Платона, трансцендентальная идея чистого разума в первой «Критике» Канта и понимание простых и сложных идей в эмпиризме Нового времени. С каждая из этих трактовок идеи находится в соответствии с определенным видением университета, равно как и места философии в высшем образовании. Средневековый университет унаследовал от ...
Добавлено: 31 августа 2022 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Настоящие пособие предназначено для реализации курса по критическому мышлению «Теория познания» в старшей школе. В первой части пособия в кратком варианте представлены основные теоретические темы и сюжеты данного курса. Во второй части — хрестоматии, подобраны и адаптированы для целей и задач предмета фрагменты философских и научно-популярных текстов, которые можно использовать для более детального и углубленного освоения материала. ...
Добавлено: 16 октября 2022 г.
РГГУ, 2016
Сборник статей « Философия и наука : проблемы соотнесения » представляет материалы второй конференции « Алёшинские чтения » ( Москва , РГГУ , 7–9 декабря 2016). В центре обсуждения – соотнесение философии и науки в историческом , социальном , культурном , эпистемическом и других аспектах . В статьях сборника рассматриваются как некоторые общие вопросы , ...
Добавлено: 14 июля 2017 г.
Матвейчев О. А., Антиномии 2016 Т. 16 № 4 С. 5-16
Статья представляет собой историографический обзор основных концепций генезиса древнегреческой философии, появившихся в XVIII-XX вв. Автор утверждает, что вплоть до XVIII в. древнегреческая философия не воспринималась как самостоятельный, особенный феномен и, следовательно, вопрос об истоках и генезисе просто не мог быть поставлен. «Поворот к грекам» в истории философии происходит у Д. Тидемана, автора понятия «дух времени» ...
Добавлено: 16 ноября 2019 г.
М. : Издательский дом ЯСК, 2016
Книга представляет собой результат работы совместного проекта Института философии РАН и московской библиотеки им. Ф. М. Достоевского, цель которого — вхождение академической философии в публичное пространство. Тексты, вошедшие в книгу, написаны участниками проекта «Анатомия философии: как работает текст» на основе материалов лекций, прочитанных ими на открытой интеллектуальной площадке в центре Москвы для всех, кто интересуется ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
М. : Языки славянской культуры, 2010
Добавлено: 1 сентября 2015 г.
Семенов И. Н., В кн. : Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Выпуск 7. Ч.2. Ч. 2. Вып. 7.: М. : ИНИОН РАН, 2012. С. 633-638.
В статье проведена рефлексия социокультурного контекста и психолого-педагогических проблем развития российской молодежи в социоэкономических условиях современного общества. Характеризуются рефлексивно-психологические особенности целеполагания молодежи на этапе межпоколенческого перехода от школы к вузу и от вузв к трудовой деятельности. Предлагаются рефлетехнологии активизации формирования профессионального менталитета средствами рефледиалога и рефлетренинга.
(По гранту НИУ ВШЭ «Учитель-ученики» N 11-04-0051) ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2011
Сборник включает статьи участников международной конференции «Актуальные вопросы развития общественных наук: экономика, право, социология, философия», прошедшей 27-28 апреля 2011г. в г.Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам развития общественных наук, решениям и перспективам их реализации, современным проблемам теории и практики, находящимся в фокусе внимания ученых из разных ...
Добавлено: 1 ноября 2012 г.
М. : РГГУ, 2012
Сборинк посвящен роли и значению социокультурного контекста в ешении историко-философских проблем, влиянию социокультурного контеста на развитие философской проблематики и методологии, особенностям философтвоания в различных культурах. ...
Добавлено: 12 мая 2014 г.
В статье рассматриваются тенденции институциональной инфраструктуры науки и высшего образования, акцентируется внимание на интеграции этих сфер и ее правовом обеспечении. Выявляются и оцениваются последствия недавно принятого федерального закона об интеграции и его адекватность целям государственной политики в области науки и образования. ...
Добавлено: 21 сентября 2012 г.
Шумский В. Б., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010
Экзистенциальная психология, ведущая свою историю с середины XX столетия, в настоящее время завоевала прочные позиции среди других психологических направлений и является наиболее динамично развивающейся областью психологической теории и практики. Ее обращенность к феноменам свободы, ответственности, человеческого достоинства заставили психологов пересмотреть свои теоретические и практические установки и принять базовые взгляды экзистенциальной парадигмы, позволяющие понимать и описывать особенности человеческого бытия.
В ...
Добавлено: 3 мая 2012 г.
М. : Glance, 2015
Книга представляет собой сборник статей по различным аспектам философского мировоззрения: бытие, время, человек, истина и благо, свобода и фатум, дух и душа, творчество и зависимость от прошлого и настоящего. Все эти статьи были опубликованы в журнале Glance с 2006 года по настоящее время. Авторы статей - известные отечественные философы, профессора ведущих российских вузов (МГУ им. ...
Добавлено: 17 февраля 2015 г.
Нальчик : ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, 2022
«НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС: НОВЫЙ ВЗГЛЯД ИЛИ СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» посвященная памяти первого Президента Кабардино-Балкарской Республики Валерия Мухамедовича Кокова: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. ...
Добавлено: 30 марта 2023 г.
М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012
Сборник составлен по итогам XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда и проходившей 3–5 апреля 2012 г. в Москве.
Рассматриваются следующие темы: банки и финансы, наука и инновации, вопросы местного самоуправления, менеджмент, социология и социально-культурные процессы.
Для экономистов, ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Митрофанов С. В., Комарова Е. В., Информационное общество 2021 № 6 С. 63-71
В статье обосновывается необходимость привлечения молодых специалистов в науку в условиях ее цифровой трансформации. Данный вопрос рассмотрен на примере сельскохозяйственной науки. Обозначены основные барьеры для привлечения перспективных молодых специалистов к исследовательской работе. Проведен анализ эффективности мер, направленных на формирование интереса у молодежи к научной работе и финансовую поддержку молодых ученых. На основе проведенного анализа и ...
Добавлено: 10 января 2023 г.
М. : МАКС Пресс, 2012
...
Добавлено: 8 февраля 2013 г.
М. : РГГУ, 2005
Издание содержит: когнитивно-информационная модель образования в науках о человеке; образ исторической науки прошлого в современном университетском курсе; вспомогательные исторические дисциплины в современном университетском образовании. ...
Добавлено: 28 октября 2015 г.
104262674, В кн. : Стены и мосты: междисциплинарные подходы в исторических исследованиях: материалы Международной научной конференции, Москва, РГГУ, 13-14 июня 2012 г. : М. : РГГУ, 2012. С. 199-205.
Цель данной работы - образно говоря, установить связь настоящего с прошлым, т.е. выяснить, связаны ли (и каким образом) современные институциональные особенности российской науки с событиями ее истории. Методологически исследование основано на знаниях социологии и исторической науки, в работе также освещены особенности выбранного подхода. ...
Добавлено: 28 декабря 2012 г.