?
Административная юстиция в Европейском союзе
В статье рассматривается система административной юстиции ЕС, способы обеспечения ее эффективности, определяются возможные пути ее становления и развития в России. Вопросы, поставленные в статье, могут стать предметом дальнейшего обсуждения среди ученых-административистов и практических работников, получить отражение в соответствующих законодательных актах РФ и судебной практике путем перенимания положительного зарубежного опыта. Существуют процедуры, в рамках которых административный орган выступает не в роли спорящей стороны, а в качестве медиатора по отношению к субъектам спора. Решение
административного органа по таким спорам в отдельных случаях рассматривается как обязательное для участников, в других – как рекомендательное. Указывается, что рассмотрение заявлений производится бесплатно для заявителя (исключение составляют случаи, если судом установлено, что имело место намеренное злоупотребление правом на обжалование). В ряде стран заявитель в случае удовлетворения жалобы имеет право требовать у органа компенсации расходов, понесенных в результате принятия отмененного или измененного решения, включая расходы на услуги представителя, транспортные расходы, расходы на проживание (если жалоба рассматривалась в другом городе), упущенную выгоду, убытки. Показано, что в праве ЕС присутствует предельный срок, в течение которого можно обратиться с жалобой
в порядке досудебного урегулирования. Делается вывод, что административная юстиция выполняет важнейшую функцию контроля посредством использования соответствующих процессуальных форм в системе общеевропейского законодательства в зарубежных странах.