?
Closing the Skills-Jobs Gap: Russia and China Compared
Высшая школа экономики
,
2017.
No. WP BRP 53/PS/2017.
Ремингтон Т. Ф.
Работодатели по всему миру жалуются на нехватку квалифицированных работников. В то же время, учебные заведения среднего профессионального образования зачастую являются «мостами в никуда». И социальное и экономическое развитие страдает от этой проблемы. Если системы техническо-профессионального обучения работают неэффективно, они или выпускают работников, квалификации которых плохо соответствуют требованиям рынка труда, или воспроизводят существующее социально-экономическое расслоение. Экономическое неравенство подрывает способность образовательных учреждений предоставлять молодежи равные возможности для приобретения навыков, востребованных на рынке труда. Как следствие, общество разделяется на высококвалифицированный, высокооплачиваемый слой и низкоквалифицированный, низкооплачиваемый. Данная проблема становится все более острой в связи с процессами глобализации и автоматизации. Поэтому много экспертов и государственных деятелей призывают к более тесному сотрудничеству между работодателями и учебными заведениями в целях повышения качества и эффективности среднего профессионального образования. Они стремятся применять элементы так называемой системы «дуального образования», используемой в Германии и некоторых других европейских странах. Однако построение эффективных партнерств между работодателями и учебными заведениями требует решение двух дилемм коллективного действия: координирования интересов предприятий в сфере профессиональных стандартов и учебных программ, и установления сотрудничества между работодателями и учебными заведениями.
В данной работе представляется типология таких партнерств. Представленная схема состоит из двух осей: «глубина» и «широта» Глубина означает затратность вклада в партнерство со стороны работодателей, не столько в отношении материальных ресурсов, сколько в отношении затрат усилий и времени со стороны персонала предприятия. Широта означает охват организационных партнеров: чем больше партнеров, тем больше широта. Обзор существующих практик в разных странах указывает, что существует некоторое противоречие между широтой и глубиной партнерств: нельзя максимизировать и ту, и другую. Китай и Россия являются крупными государствами со значительными различиями между регионами. Поэтому на основе сравнения России и Китая можно анализировать те условия, которые способствуют внедрению широких или глубоких форм партнерств между работодателями и учебными заведениями в целях повышения качества и эффективности профессионально-технического образования. Исследование приходит к выводу, что инициативы со стороны государства, которые мобилизуют существующие ресурсы предприятий и учебных заведений в интересах сотрудничества между ними, способствуют формированию эффективных институтов для решения коллективных дилемм.