?
Общение с представителями других культур: От столкновения к взаимопониманию: Учебно-методическое пособие
М. :
Российский университет дружбы народов, 2013.
Чеботарева Е. Ю., Маслова О. В., Волк М. И., Гайдукова О. Б., Гранина Д. С., Журавлева А. С., Никиточкина Е. А.
Под общей редакцией: Чеботарева Е. Ю.
Учебное пособие разработано для программ повышения межкультурной компетенции подростков. Материал пособия направлен на развитие у школьников навыков межкультурного общения, формирования позитивного отношения к культурному разнообразию, преодоление межкультурных конфликтов через развитие толерантности и повышение культурной сензитивности.
В основу представленных учебных материалов положены результаты научных исследований положены результаты научных исследований, выполненных в рамках проекта РГНФ № 110600718а "Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: психолого-педагогические аспекты".
Чеботарева Е. Ю., Маслова О. В., Тархова В. С. и др., М. : Российский университет дружбы народов, 2013
Учебное пособие разработано для программ повышения межкультурной компетенции подростков. Оно направлено на развитие у школьников навыков межкультурного общения, формирование позитивного отношения к культурному разнообразию, преодоление межкультурных конфликтов через развитие толерантности и повышение культурной сензитивности.
В основу представленных учебных материалов положены результаты научных исследований, выполненных в рамках проекта РГНФ № 110600718а "Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: ...
Добавлено: 23 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 39 С. 7-7
Статья посвящена анализу особенностей межкультурного взаимодействия представителей миноритарной культуры (на примере карелов) в связи с характеристиками коммуникативной личности субъектов этого взаимодействия. В исследовании не выявлено статистически значимых различий в стилях межэтнического взаимодействия карелов и русских. Обнаружены многочисленные связи между характеристиками коммуникативной личности и стилем межэтнического взаимодействия. Доказано, что речевые характеристики личности могут быть надежным источником ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
В статье приводится обзор теоретических концепций, разработанных в развитие концепции языковой личности с целью исследования социальных и этнических аспектов данного понятия. Обсуждается ряд эмпирических положений, показывающих высокую теоретическую и практическую ценность этой концепции для понимания социальных характеристик языковой личности. Приводимые эмпирические данные доказывают, что личность многогранно реализует свою индивидуальность в речевой деятельности. Особое внимание уделяется ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Mediterranean Journal of Social Sciences 2014 Vol. 5 No. 22 P. 140-148
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Бульцева М. А., Лебедева Н. М., Journal of Studies in International Education 2019
Добавлено: 15 октября 2019 г.
М. : ИЯ РАН, 2012
В монографии рассматриваются актуальные проблемы межкультурных контактов, этнической и культурной идентичности, этнического языкового сознания, языковой ситуации и обучения языку. ...
Добавлено: 10 марта 2013 г.
Дубров Д. И., Общественные науки и современность 2019 № 3 С. 94-101
Данная статья посвящена изучению роли генерализованного доверия для межкультурного взаимодействия в столице. Эмпирическое исследование в Москве (N=219) показало, что длительность проживания в столице отрицательно связана с позитивностью отношения к этническому разнообразию. Однако, генерализованное доверие личности нивелирует данную связь, делая ее незначимой. То есть при высоком уровне генерализованного доверия отношение к культурному разнообразию не зависит от ...
Добавлено: 3 июня 2019 г.
Чеботарева Е. Ю., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2014 № 2 С. 13-17
В статье представлены результаты изучения связей субъективного благополучия с такими факторами межкультурной коммуникации, как этническая идентичность и коммуникативная толерантность, а также с некоторыми личностными чертами. Основную положительную роль в межкультурной коммуникации играет удовлетворенность людей получаемой ими социальной поддержкой, которая находится в обратной связи с проявлениями экстремистских форм этноидентичности и многих проявлений нетолерантности. Напротив, удовлетворенность повседневной ...
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014
Представлены доклады и сообщения, ставшие предметом обсуждения на Четвертой Международной научной конференции "Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии", прошедшей в Смоленске 30-31 мая 2014 г. В сборник вошли статьи ученых из России и зарубежных стран: Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Израиля, Казахстана, Кореи, Литвы, Молдовы, Польши, Чехии, Украины, Узбекистана, в которых отражены результаты теоретических и эмпирических исследований ...
Добавлено: 1 июня 2014 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 2 С. 54-64
В статье представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязей различных видов социальной идентичности (этнической, гражданской и идентичности с местом) со стратегиями аккультурации (ассимиляцией и интеграцией) и показателями психологической адаптации (удовлетворенностью жизнью и самоуважением) русских в двух социокультурных контекстах — Латвии и Грузии. Участниками исследования стали 320 русских Латвии (M = 42,89; SD = 21,19) и 312 русских ...
Добавлено: 30 июня 2019 г.
М. : Российский университет дружбы народов, 2012
Представлены результаты исследования, показывающие, что что социальная креативность и жизнестойкость являются важными факторами самореализации личности в межкультурном пространстве. Способы данной самореализации также зависят от ситуации межкультурного взаимодействия. И в ситуации затрудняющей проявление собственной этничности этот процесс становится менее осознанным, более противоречивым, принимающим более экстремальные формы. Высокий уровень социальной креативности и жиззнестойкости помогают преодолеть эти сложности, сформировать ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2012 № 4 С. 15-20
Рассмотрены этнические особенности ценностных ориентаций студентов из разных регио-нов мира. Показано, что жизнь студентов из Латинской Америки и Средней Азии более целостна и осмысленна, чем жизнь студентов из Китая, Ближнего Востока и России. Латиноамериканские сту-денты в большей степени ориентированы на индивидуальность, самоуправление, а среднеазиат-ские — на коллективизм, контролируемость жизненных событий. Описывается гендерная специфика ценностных ориентаций ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Васильева Е. Н., Нижегородское образование 2015 № № 2 С. 72-80
В статье рассматривается специфика этнических, социальных (толерантность) и семейных установок юношей 16-17 лет-представителей различных конфессий. Автор рассматривает сочетание данных установок как основу для формирования осознанной гражданской позиции и толерантности у учащихся в процессе школьного обучения. В результате анализа полученных данных, были определены характерные особенности этнической идентичности, специфика образа своей будущей семейной роли и уровень толерантности ...
Добавлено: 17 января 2016 г.
Charlotte : Information Age Publishing Inc., 2017
"How can psychology professors in the USA and other nations make their courses more international?" This question is addressed in this indispensable new sourcebook, co-authored by 73 contributors and editors from 21 countries.
In recent decades psychology has evolved from an American-dominated discipline to a much more global discipline. Preliminary estimates by Zoma and Gielen (2015) ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Корниенко Д. С., Вестник Челябинского государственного университета 2013 № 33 (324) С. 51-56
Рассматривается проблема этнической идентичности студентов, русских и коми-пермяков, в связи с местом проживания. Этническая идентичность рассматривается как компонент этнического самосознания. Выборку исследования составили 326 человек. Сравнение групп с учетом места проживания показывает значимые различия по показателям ‘позитивная этническая идентичность’ и ‘национальный фанатизм’. Факторы ‘этнос’ и ‘место проживания’ взаимодействуют по переменной ‘позитивная этническая идентичность’. ...
Добавлено: 6 ноября 2014 г.
Лепшокова З. Х., Национальный психологический журнал 2021 Т. 42 № 2 С. 61-75
Контекст. Идентичность и контакты в исследованиях порой рассматриваются через призму заложенного в них конфликтогенного потенциала для межгрупповых отношений, приводящих к предубежденности и эксклюзии, особенно в обществах, в которых есть этнические группы с разным статусом. Тем не менее, все же есть определенные механизмы взаимодействия и идентификации, которые могут потенциально смягчить или свести на нет эти вредные ...
Добавлено: 18 июня 2021 г.
Лепшокова З. Х., Альманах современной науки и образования 2012 Т. 11 № 66 С. 132-136
Статья раскрывает механизм взаимосвязи выраженности и позитивности этнической и гражданской идентичностей представителей принимающего населения и их аккультурационных ожиданий. В результате эмпирического исследования выяснилось, что высокий уровень позитивной гражданской идентичности связан с мультикультурной установкой по отношению к мигрантам, тогда как высокий уровень этнической идентичности связан с сегрегационной установкой по отношению к мигрантам. ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Галяпина В. Н., Хожиев Ж. Ж., Культурно-историческая психология 2017 № 4 С. 15-27
В статье представлены результаты изучения влияния этнической, религиозной, гражданской (собственной) и российской идентичностей, этнических стереотипов на выбор мигрантами из Средней Азии в Московском регионе аккультурационных стратегий, а также влияние данных стратегий на их адаптацию. В исследовании участвовали 105 узбеков и 96 таджиков (N =201). Были использованы шкалы из опросника проекта MIRIPS. Путевой анализ в программе ...
Добавлено: 23 октября 2017 г.
Григорьев Д. С., Мир образования - образование в мире 2015 Т. 59 № 3 С. 75-85
В статье представлены результаты изучения влияния аккультурационных профилей мигрантов, а также разной продолжительности пребывания в принимающей стране на уровень их социоэкономической адаптации. Данные полученные в ходе социально-психологического опроса русскоязычных мигрантов в Бельгии были обработаны с помощью кластерного анализа, в результате чего были получены три группы мигрантов с соответствующими аккультурационными профилями: интеграционный, ассимиляционный и сепарационный. Было ...
Добавлено: 4 июля 2015 г.
Котова М. В., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013 № 23 С. 257-264
В современной отечественной исследовательской практике возрастает интерес к применению шкальных методик измерения этнической идентичности, особенно в масштабных опросах. Шкальные методики удобны для применения, однако уязвимы с точки зрения достижения конструктной валидности. В отечественных журналах не представлена дискуссия по применению и валидизации такого рода методик для изучения этнической идентичности. Настоящая статья содержит анализ зарубежного опыта по ...
Добавлено: 21 ноября 2013 г.
Кандыбович С. Л., Гайдамашко И. В., Российский психологический журнал 2017 Т. 1 № 14 С. 108-123
В статье представлено исследование этнической идентичности и этноаффилиативных мотивов у студентов коми-пермяков и русских. Этническая идентичность рассматривается как представления и установки индивида относительно его этнической группы. Активное осознание этнической идентичности происходит в юношеском и молодом возрасте, при этом большинство исследователей уделяют внимание динамике этнической идентичности в более младшем возрасте. По результатам ряда работ процесс обучения ...
Добавлено: 8 декабря 2017 г.
Стефаненко Т. Г., Тумгоева Т. А., Котова М. В., Национальный психологический журнал 2017 Т. 28 № 4 С. 45-56
Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. ...
Добавлено: 1 марта 2016 г.
Каз. : ГБУ «Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан», 2014
В сборнике публикуются доклады участников Всероссийской научно-практической конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», приуроченной к 45-летию первого в отечественной социологии крупномасштабного этносоциологического исследования, проведенного в Татарской АССР. Тематика конференции связана с предыдущей, проведенной в г. Казани в 2008 г. Она развивает дискуссию об актуальных проблемах современного российского общества: о ...
Добавлено: 30 сентября 2014 г.
Павлова Е. Б., Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре 2012 № 1(81) С. 111-122
В статье делается попытка представить основные тенденции развития политической антропологии в Бразилии. Делается вывод, что бразильским ученым удалось создать из метисации серьезный политический проект, изначально нацеленный на внутреннюю политику, а сейчас логично встраивающийся во внешнеполитические задачи. Лидерство страны, где метисы – основа этнонациональной идентичности, логично в регионе, объединенном принципом метисации. ...
Добавлено: 13 декабря 2012 г.