?
Андрей Белый. Теория художественного слова. Творчество речи / Публикация, предисловие
С. 138-148.
Торшилов Д. О., Глухова Е. В.
Первая публикация единственной сохранившейся лекции Андрея Белого из курса по теории слова, читавшегося в Московском Пролеткульте.
Язык:
русский
Торшилов Д. О., Глухова Е. В., ИМЛИ РАН, 2018
В книге впервые собраны вместе и снабжены научным комментарием филологические труды Андрея Белого периода революции и гражданской войны - материалы его статей и лекций, относящиеся к его «теории слова». Несомненную ценность представляет реконструкция утраченной книги «О ритмическом жесте»; последовательно восстановлены этапы работы над книгой «Глоссолалия», которые показывают, что в своем исследовании Белый опирался не только на антропософскую гносеологию, но и на ...
Добавлено: 2 марта 2019 г.
«Письмо, написанное в сердцах» в теории слова Андрея Белого и в стихах О. Мандельштама на его смерть
Торшилов Д. О., В кн. : Живое слово. Логос — голос — движение — жест. : М. : Новое литературное обозрение, 2015. С. 128-137.
Некоторые детали стизхов О.Э. Мандельштама на смерть Андрея Белого трактуются в связи с идеями последнего по «теории слова», высказанными им летом 1933 г., когда они встречались в Коктебеле; об этом можно судить по письмам Белого Ф.Н. Гладкову тех дней. ...
Добавлено: 26 октября 2017 г.
Торшилов Д. О., Литературный факт 2018 № 10 С. 236-252
Лирика русского символизма изначально тяготеет к рефлексивности, которая заключается не только в распространенности философской лирики и в выборе предшественников, но и в понимании поэтического переживания как своего рода познавательного опыта, а также в процессе специфической сортировки и циклизации, а затем объединения циклов в целое рефлексивной лирической автобиографии. Исследуя лирику как форму мышления, Андрей Белый приходит ...
Добавлено: 1 февраля 2019 г.
Лагутина И. Н., В кн. : Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики. : СПб. : Издательство Нестор-История, 2015. С. 7-26.
Герои книг Андрея Белого «Воспоминания о Блоке» (1922) и «Воспоминания о Штейнере» (1926) рассматриваются в работе как культурные «двойники» автора и одновременно как духовные «контрапункты», необходимые как одна важнейших стратегий конструирования его собственной идентичности. ...
Добавлено: 2 июня 2015 г.
Торшилов Д. О., В кн. : Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. : М. : ИМЛИ РАН, 2017. С. 557-577.
Первое переиздание малодоступных газетных публикаций Андрея Белого 1917-1918 гг., текстологически выверенное и комментированное. ...
Добавлено: 29 января 2018 г.
М. : Новое литературное обозрение, 2015
В сборнике публикуются материалы конференции, посвященной «живому слову» в различных областях культуры и творчества. Авторы статей — исследователи и практики живого слова: лингвисты, поэты, исполнители и собиратели звуковой поэзии, специалисты по выразительному чтению и движению, театроведы, психологи, музыковеды, историки науки. Сборник охватывает широкий круг тем — от глоссолалии и звуковой поэзии до выразительного движения и биомеханики экспрессивного ...
Добавлено: 26 октября 2017 г.
Тулякова Н. А., От текста к контексту 2013 № 1 С. 132-138
В статье рассматривается характер влияния драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» на «Северную симфонию» Андрея Белого. К анализу привлекаются статьи Белого, посвященные творчеству норвежского драматурга. Сопоставляются системы персонажей двух произведений, делается вывод об их параллелизме и о переводе Белым «реального» плана драмы в «символический» план симфонии. ...
Добавлено: 24 октября 2013 г.
Суворова А. А., Новое искусствознание. История, теория и философия искусства 2021 № 3 С. 82-90
Изменения тенденций искусства в Советском Союзе во многом зависели от дискурса власти, политических и социальных преобразований. Советское государство часто рассматривало его как средство идеологии, инструмент формирования сознания советского гражданина и воспитания «нового» человека. Система самодеятельного искусства в СССР также была частью единой структуры советской культуры; системой, в которой художественное высказывание часто было обусловлено и/или преобразовано ...
Добавлено: 31 октября 2022 г.
Илона Светликова, Revue des Etudes Slaves 2017 Т. 88 № 1-2 С. 205-219
Статья посвящена анализу известной книги Андрея Белого "Ритм как диалектика и "Медный всадник" (1929). В фокусе исследования - связь этой поздней работы писателя с его романом "Петербург" (1913 - 1914). ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Доброхотов А. Л., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2017. No. WP BRP 148/HUM/2017.
Статья посвящена философской реакции ряда русских символистов на революции 1917 г. Показана «перегруппировка» символистского течения Серебряного века, которая обнаружила глубинные различия в его ценностных основаниях. В статье это преломленное единство в идейном мире символизма рассмотрено на примере публицистики Вяч. Иванова, Блока и Белого. ...
Добавлено: 12 апреля 2017 г.
Светликова И. Ю., , in : L'imaginaire raciologique en France et en Russie, XIXe - XXe siècles. : Lyon : Presses universitaires de Lyon, 2018. P. 157-162.
Статья посвящена одному из элементов представлений о символизме в начале 20-го в., а именно - идее о его "арийском" происхождении, сформулированной расовым идеологом Х.Ст. Чемберленом. Отзвуки этой идее обнаруживаются в знаменитом сборнике Андрея Белого "Символизм" (1910). ...
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Парамонов А. А., В кн. : Культура и революция: фрагменты советского опыта 1920-1930-х гг. : М. : ИФРАН, 2012. Гл. 1. С. 6-27.
Предложено прочтение наследия Богданова через логику образно-коммуникативных связей, которое позволяет открыть в нем неожиданное измерение. В визионерских построениях Богданова фиксирует возникновение мира иной чувственности, связанной с новым субъектом восприятия — (пролетарскими) массами. Новая общность представляет собой систему, пронизанную каналами коммуникаций, в которых и удерживается образ целого. В возникающей целостности на смену воспроизведению жизни, осуществляемому ранее ...
Добавлено: 18 марта 2013 г.
Парамонов А. А., В кн. : Посредник. Массмедиа, общество и культура. : Р.Валент, 2016. С. 228-250.
Предложено прочтение визионерских построений Александра Богданова через логику образно-коммуникативных связей, открывающую мир иной чувственности, который связан с новым субъектом восприятия — (пролетарскими) массами. ...
Добавлено: 29 августа 2017 г.
Чабан А. А., Летняя школа по русской литературе 2018 № 2-3 С. 240-264
В статье подробно рассматривает реценпиция Н. Гумилевым творчества А.Белого. Основной акцент делается на печатный отклик Гумилева о книге стихов "Урна" ...
Добавлено: 11 февраля 2019 г.
Торшилов Д. О., В кн. : Миры Андрея Белого. : Белград : Изд-во Белградского университета, 2012. С. 485-500.
«Поэма о звуке» Андрея Белого была напечатана при его жизни один раз с легендарным, баснословным количестовом ошибок. В статье рассматриваются стратегии их исправления. ...
Добавлено: 26 октября 2017 г.
Торшилов Д. О., В кн. : Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. : М. : ИМЛИ РАН, 2017. С. 531-556.
В главе рассматривается эволюци ялитературных и политических взглядов Андрея Белого на протяжении 1917 г. ...
Добавлено: 29 января 2018 г.
Плотников К. И., Литературный факт 2017 № 6 С. 281-287
Премьера спектакля МХАТа «Мертвые души» в постановке К.С. Станиславского, состоявшаяся 28 ноября 1932 г., стала началом дискуссии в нескольких институциях, в том числе и во Всероскомдраме. Публикация сте- нограмм выступления Андрея Белого о «Мертвых душах» в постановке Худо- жественного театра и обсуждения его доклада во Всероскомдраме вскрывает специфические особенности взаимоотношений внутри литературного сообще- ства эпохи. ...
Добавлено: 4 октября 2018 г.
Успенский П. Ф., Тарту : University of Tartu Press, 2014
Книга-диссертация посвящена раннему творчеству выдающегося поэта В. Ф. Ходасевича (1886-1939). В центре внимания находятся обусловленные русским символизмом жизнетворческие практики поэта, а также его книги «Молодость» (1907), «Счастливый домик» (1914) и подборка стихов из литературного сборника «Ветвь» (1917). Эти тексты рассматриваются как трехступенчатая эволюция Ходасевича, являющаяся, в целом, инверсивным повторением поэтической эволюции А. А. Блока. Особое внимание ...
Добавлено: 16 октября 2014 г.
Белград : Изд-во Белградского университета, 2012
В октябре 2010 года исполнилось 130 лет со дня рождения Андрея Белого. В рамках юбилейных мероприятий Государственным музеем А.С. Пушкина, его филиалом «Мемориальная квартира Андрея Белого» и отделением славистики университета Белграда была организована международная научная конференция «Андрей Белый в изменяющемся мире» (25 – 30 октября 2010). Материалы конференции легли в основу настоящего издания.Писатель и мыслитель ...
Добавлено: 26 октября 2017 г.
Орлов И. Б., Отечественная история 2003 № 6 С. 21-30
В статье отмечается важность для большевиков, чтобы кино, как новая отрасль досуга, активно включилось в процесс воспитания зрителей, а также «презентации» режима и успехов его политики. В условиях классового противостояния художественное пространство для «власти предержащей» играло производную роль от политической сферы. «Стачка» С. Эйзенштейна не только положила конец влиянию пролеткультовских художественных канонов на советский кинематограф. ...
Добавлено: 4 марта 2014 г.
Илона Светликова, Revue des Etudes Slaves 2018 Т. 89 № 4 С. 599-606
На рубеже XIX - XX вв. орфизмом интересовались не только художники и писатели, но и исследователи греческой культуры. Мы рассматриваем возможные причины подобного интереса на примере ученых и писателей, участвовавших в работе московского издательства "Мусагет". ...
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Светликова И. Ю., В кн. : Понятия, идеи, конструкции: Очерки сравнительной исторической семантики. : М. : Новое литературное обозрение, 2019. С. 376-393.
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Кукулин И. В., М. : Новое литературное обозрение, 2015
Эта книга — попытка заново выстроить историю русского модернизма через историю монтажа. Развитие монтажа в культуре ХХ века получило мощный импульс после изобретения кинематографа и превращения его в модный вид искусства. Аналоги киномонтажа в 1920‑е годы сложились в других видах искусств — литературе, плакатной графике, театре. У разных авторов и в разные периоды он используется ...
Добавлено: 19 октября 2015 г.
Светликова И. Ю., Новое литературное обозрение 2008 Т. 93 № 5 С. 62-98
Описанная Михаилом Безродным «юдобоязнь» Андрея Белого распространялась на философские идеи и предпочтения последнего. В первую очередь, это касалось кантовской философии: в период увлечения ею Белый придавал ей смысл «арийского» учения; в период разочарования в ней - «семитского». ...
Добавлено: 31 октября 2017 г.