?
The contribution of self-reflection and inner dialogue to personality development
Ch. 9. P. 155-171.
В книге
Lublin : Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego Jana Pawła II, 2018
Костенко В. Ю., Корчагина А. П., В кн. : Личность в эпоху перемен: Материалы международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2018. : Смысл, 2018. С. 221-224.
На выборке объемом 509 чел. от 14 до 53 лет исследовались проявления двух теоретически различных форм саморегуляции — операциональной (подход В.И. Моросановой) и диспозициональной (подход Д.А. Леонтьева), в их связи с уровнем развития личности (подход Дж. Левинджер). Результаты демонстрируют, что на начальных стадиях развития личности операциональные формы саморегуляции имеют тенденцию работать в условиях тесной взаимосвязи ...
Добавлено: 11 декабря 2018 г.
Grishutina M., Костенко В. Ю., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2022 Vol. 19 No. 2 P. 405-423
Развитие концепции возможного Я привело к появлению новых определений конструкта и его разновидностей. Однако эти разновидности возможного Я далеко не всегда соответствуют первоначальному определению Х. Маркус и П. Ньюриус (1986). Авторы не учитывают проявлений агентности, играющей решающую роль в мотивационной функции возможного Я. Тем временем в литературе появляются несистематизированные концепции различных типов возможного Я. Основная ...
Добавлено: 27 июля 2022 г.
Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю., В кн. : Психология личности: Пребывание в изменении. : СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. Гл. 9. С. 283-303.
Коллективная монография, приуроченная к 130-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, посвящена современным подходам к психологии личности. В центре внимания — идеи процессуального подхода, отвечающие задаче изучения «изменяющейся личности в изменяющемся мире» и позволяющие исследовать современные феномены, значимые для понимания личности. Большое внимание уделено обсуждению теоретических оснований процессуального подхода, концептов современной психологии личности и перспектив ...
Добавлено: 21 октября 2019 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Личностный потенциал: структура и диагностика. : М. : Смысл, 2011. С. 59-78.
Свой подход Дж. Лёвинджер возводит к идеям А. Адлера, который первым стал отстаивать главенствующую роль эго по отношению к сфере влечений (Loevinger, 1976, с. 8). Дж. Лёвинджер исходит из того, что понятие эго точнее всего из ряда сходных понятий выражает управляющее начало, которое связано с сознанием и контролем над другими функциями.
Описанные Лёвинджер возрастные и индивидуальные ...
Добавлено: 29 апреля 2013 г.
Измагурова В. Л., М. : Русайнс, 2017
Внутренний диалог как феномен самонаблюдения – это наши мысли, ход которых мы можем наблюдать. Внутренний диалог как внутрипсихологический феномен – это способ функционирования сознания, отражения и преломления в нем событий и явлений внешней реальности. В данном исследовании внутренний диалог определяется как механизм взаимодействия смысловых позиций сознания. Смысловые позиции – зафиксированное в форме относительно устойчивых смысловых ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Кузьмина А. А., Костенко В. Ю., В кн. : PSY-ВЫШКА Сборник материалов Международной научной конференции. : Российский новый университет, 2020. С. 253-255.
Американский психолог Дж. Пеннебейкер предложил сместить фокус внимания лингвистических психологов с языка вообще на использование слов (word use) (Pennebaker et al.,2002). Результатом совместной работы специалистов по психологии, компьютерной науке и компьютерной лингвистике стала программа LIWC (Tausczik & Pennebaker, 2010), реализующая метод стратегии подсчета слов (word count strategy). Данное исследование направлено на изучение развития личности через ...
Добавлено: 15 июля 2021 г.
Костенко В. Ю., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. WP BRP 53/PSY/2015.
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Измагурова В. Л., Коммуникология 2015 Т. 3 № 4 С. 31-44
Проблема развития сознания актуальна на протяжении всей истории человечества, в силу ее активного влияния на уровень и качество жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Социальное взаимодействие, в психологическом контексте, основано на сходной или различной картине мира взаимодействующих субъектов. Различие картины мира может выступать источником конструктивного или деструктивного взаимодействия. Социальное взаимодействие предполагает ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Костенко В. Ю., Лебедева А. А., В кн. : Материалы съезда Российского психологического общества. Т. 1.: Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 86-87.
В докладе обсуждаются идеи и результаты пост-пиажистского этапа психологии личности и их интерпретация в контексте взглядов Л.С. Выготского на развитие личности. ...
Добавлено: 10 октября 2017 г.
Шумский В. Б., Уколова Е. М., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2021 Т. 18 № 4 С. 837-857
Современный экзистенциальный анализ как направление психологической науки и практики развивается благодаря диалогу с философией, академической психологией, теоретическими моделями и практическими методами различных школ психотерапии. Именно такой диалог в последнее десятилетие привел к существенному развитию представлений о духовном измерении человека, составляющих базис экзистенциально-аналитической антропологии – дифференциации феноменальных проявлений духовного измерения на Я и личность и соответствующей ...
Добавлено: 26 октября 2021 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2016 Т. 87 № 3 С. 11-20
Данная статья посвящена изучению онтогенетических аспектов эго в его отношении к оппозициям жизни. Эго является источником отношения личности к себе, и ранние стадии его генеза определяют специфику самоотношения личности во взрослом возрасте. В основу работы положена идея о том, что эго возникает из необходимости младенца совладать с оппозициями, появляющимися в его жизни в момент рождения ...
Добавлено: 2 сентября 2016 г.
Измагурова В. Л., Новое в психолого-педагогических исследованиях 2017 № 3(47) С. 61-67
В статье проводится теоретико-практический анализ основных факторов личной эффективности как способности достигать намеченных результатов с наименьшими затратами. Исследуются общепсихологические механизмы ее формирования. В качестве базовых компонентов личной эффективности определяются способность выбирать конструктивный смысл значимых событий и явлений, а также поддерживать оптимальный для выполнения поставленной задачи эмоциональный фон. ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Цой Л. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 2 С. 96-108
Статья посвящена исследованию социальной самоорганизации. В ней раскрывается социальный аспект самоорганизации, приводятся примеры, показаны две консенсуальные модели согласия и две формы самоорганизации в обществе, выявляются существенные различия между организацией и самоорганизацией. Подробно описывается конструктивная функция конфликта в социологии, педагогике и психологии, объясняется специфика самоорганизации на уровне развития личности, роль кризисов и конфликтов в процессе развития ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Крючков К. С., Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика 2019 Т. 9 № 4 С. 179-194
В настоящей статье автор выстраивает теоретическое соотношение между типологией жизненных миров Ф.Е. Василюка и периодами возрастно-психологического развития личности. Предметом работы являются особенности развития с точки зрения психологии переживания и типологии жизненных миров. Задачами настоящей статьи являются: во-первых, соотнесение типологии жизненных миров с определенными этапами развития личности, соотнесение конкретных периодов и конкретных миров; вовторых, описание особенностей ...
Добавлено: 27 февраля 2020 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Личностный потенциал: структура и диагностика. : М. : Смысл, 2011. С. 107-130.
Одна из специфических форм проявления ЛП — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего саморенгуляции на основе ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2016 № 3 С. 97-108
Статья освещает результаты эмпирического исследования уровня личностного развития в его связи с особенностями рефлексии и самодетерминации личности. В качестве методов исследования применялись Тест неоконченных предложений Вашингтонского университета, Дифференциальный тест рефлексии, Тест-опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, Тест самодетерминации, Русскоязычный опросник каузальных ориентаций, Дифференциальный опросник переживания одиночества. В ходе двух этапов исследования с участием респондентов в ...
Добавлено: 12 октября 2016 г.
Костенко В. Ю., В кн. : V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов. : М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. С. 520-522.
Изучается роль рефлексивных процессов на разных этапах развития личности. В исследовании с участием 259 человек в возрасте от 14 до 25 лет измерялись уровень развития эго по проективной методике НПВУ, параметры рефлексии, а также переменные «Большой пятерки». Данные демонстрируют различные значимые линейные зависимости между формами рефлексии и уровнем развития личности. ...
Добавлено: 7 ноября 2016 г.
Тонких А. И., Костенко В. Ю., В кн. : Актуальные проблемы психологической науки: Сборник статей и выступлений международной научной конференции. : Научно-инновационный центр, 2019. С. 225-227.
В исследовании предпринята попытка эмпирической проверки связи дифференциальной модели рефлексии Д.А. Леонтьева и концепции осознанного присутствия (mindfulness) в контексте теории развития эго Джейн Лёвинджер. Результаты указывают на наличие как личностного, так и когнитивного компонентов осознанного присутствия. Соответствующие шкалы демонстрируют различные связи с Большой Пятеркой и уровнем развития эго. ...
Добавлено: 30 октября 2019 г.
Миллер А., М. : Академический проект, 2016
Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй: пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, — Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в раннем детстве: будучи детьми они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на особенности их личности. Сформулированы основные принципы «губительной педагогики» — подавляющего ...
Добавлено: 20 марта 2017 г.
Костенко В. Ю., , in : 17th European Conference on Personality. : Lausanne : [б.и.], 2014. P. 290-291.
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Только уникальное глобально: Личность и менеджмент. Культура и образование. Сборник статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. : СПб. : СПбГУКИ, 2007. С. 64-89.
Свобода — это состояние, которое включает в себя движение к личностной автономии. Это движение и задает вектор развития личности — постепенную прогрессивную эмансипацию, высвобождение от симбиотических зависимостей, с которых всегда начинается жизнь. Жизнь человека есть непрерывное рождение как последовательное освобождение от зависимостей на самых разных уровнях. ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Бондаренко О. Р., Ульф Л., Консультативная психология и психотерапия 2010 № 4 С. 175-190
Проведенное в данной статье сравнение индивидуальной психологии и гуманистической психологии показывает их сходство в представлении образа человека. В тексте рассматривается связь истории жизни Адлера, основателя индивидуальной психологии, и двух важнейших представителей гуманистической психологии - А. Маслоу и К. Роджерса. Можно утверждать, что в определенной степени А. Адлер был их учителем в Нью-Йорке. Обсуждаются сходства и ...
Добавлено: 6 ноября 2012 г.
Обухов А. С., В кн. : Личность на пороге XXI века. Тезисы международной конференции психологов, педагогов, историков, философов, филологов, культурологов. : М. : Прометей (МПГУ), 2001. С. 176-179.
В статье раскрывается феноменология традиции и традиционной культуры, современные особенности традиционной культуры и особенности развития и бытия личности в контексте культурных традиций. ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Фомичев В. А., Фомичева О. С., Informatica 2012 Vol. 36 No. 2 P. 121-130
Статья обосновывает необходимость значительно более ранней социализации детей в век Интернета. Главная цель – сделать так, чтобы дети (в том числе подростки) осознавали возможные социальные последствия недобросовестного использования ими информационно-коммуникационных технологий, в частности, мобильных телефонов и Интернета. Излагается оригинальный метод раннего формирования когнитивного подпространства моральных ценностей. Он является частью системы эмоционально-образного обучения (ЭОО-системы), разработанной ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.