?
Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте подхода умной специализации
Спустя менее чем десятилетие с момента своего возникновения, умная специализация, представляющая собой правила по выбору приоритетов инновационного развития, оказалась чрезвычайно востребованным подходом и быстро вошла в сферу интересов экономической политики. В странах ЕС наличие инновационных стратегий, разработанных с использованием методик умной специализации, является одним из условий получения регионами субсидий из структурных и инвестиционных фондов. Ее принципы получили отражение в стратегиях инновационного развития в Австралии, Южной Корее, ряде государств Латинской Америки. Постепенно умная специализация входит в повестку российской инновационной политики.
Какие уровни государственного управления должны быть вовлечены в процесс разработки стратегий умной специализации? Какие аспекты должны стать предметом особого внимания при внедрении подхода за пределами ЕС? Для ответа на эти и другие вопросы в статье представлены результаты анализа стратегий инновационного развития семи субъектов Российской Федерации, проведенного с применением адаптированного инструмента умной специализации – RIS3 Self-Assessment Wheel.
Показано, что традиционные региональные инновационные стратегии в России отвечают большинству критериев умной специализации, по крайней мере, формально. Вместе с тем, при отсутствии единых правил выбора, проверки и синхронизации приоритетов инновационного развития, общей аналитической базы данных, инструментов организационной поддержки и экспертизы даже регионам с высоким инновационным потенциалом сложно формировать и реализовывать уникальные стратегии, полностью соответствующие принципам умной специализации.