?
Образ Рюрика в современном пространстве Северо-Запада России
К 862 году Начальная летопись относит события, связанные с т.н. «Варяжской легендой». «Места памяти», связанные с героями древнейших летописных сказаний так или иначе будут воспроизводиться в пространстве современной России. Внимание на себя обращает выбор именно Рюрика в качестве символической фигуры, вокруг которой организуется выстраиваемая мифология. В позднесоветской традиции интерпретации Повести временных лет Рюрику места не находилось: ему, в отличие от Олега атрибутировалось легендарное происхождение. В современной официальной мифологии Рюрик уже считается подлинным историческим персонажем, под вопрос ставится его скандинавское происхождение. Выбор Рюрика в качестве нового символа «основателя Российской государственности» на первый взгляд странен. Вероятно, его появление связано с архаизацией популярной историографии. Для создателей современного «мифа о Рюрике» важна апелляция к авторитету Карамзина и даже – собственно к летописному рассказу. Все это происходит на фоне развития научной историографии Древней Руси. В современных медиа такую апелляцию к «архаизирующей историографии» объясняют то ли популярной у власти, то ли имманентно симпатичной власти идее самодержавия, «сформулированной в 1830-1830-е гг.». На имени Рюрика возникла новая точка соприкосновения власти и высшего исторического менеджмента. Позднесоветский ресентимент современных государственных деятелей РФ легко воспринимает простые и понятные идеи происхождения государственности на Руси, без тонких источниковедческих коннотаций. Образ Рюрика здесь неслучаен: его имя узнаваемо; легенда о призвании варягов проста и понятна, а сомнения в «этнической» атрибуции последних позволяет включить в число сторонников этиологической легенды Российской государственности широкий круг единомышленников.