?
Расширенное сознание и каузальный статус деятелей
Логос. 2016. Т. 26. № 5. С. 227-242.
Левин С. М.
В статье обосновывается несовместимость одной из исходных посылок в дебатах о свободе воли с гипотезой расширенного сознания. Эта посылка заключается в том, что поступки людей в равной степени определены
или не определены прошлыми состояниями мира. Причинная предопределенность или неопределенность поведения деятеля в статье именуется каузальным статусом. Деятели, поступки которых предзаданы их прошлыми состояниями, имеют детерминированный каузальный статус; те же, чье будущее поведение может быть различно при тех же прошлых состояниях, имеют индетерминированный каузальный статус. Устройство мира в целом или локальный детерминизм могут определять каузальный статус деятеля. Доказывается, что, согласно гипотезе расширенного сознания, в мире одновременно могут сосуществовать деятели с разными каузальными статусами. Гипотеза расширенного сознания гласит, что когнитивные функции могут выполняться артефактами, находящимися вне тела человека, и они должны быть признаны равноправными частями его когнитивной системы. Такими артефактами могут быть как локально детерминированные технические устройства, так и индетерминированные. В обоих случаях, согласно гипотезе
расширенного сознания, они будут частью когнитивной системы человека. Следовательно, относительно когнитивных функций, выполняемых этими артефактами, у деятелей могут быть разные каузальные статусы. Легко представить ситуацию, в которой разные люди могут одновременно использовать детерминированные и индетерминированные
устройства и при этом в равной степени считаться свободными. Если представленные рассуждения верны,
то гипотеза расширенного сознания и допущение об универсальном каузальном статусе свободного деятеля не могут быть одновременно истинными.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Мишура А. С., Эпистемология и философия науки 2015 № 1 С. 215-231
Статья посвящена исследованию индетерминистических моделей каузальности в аналитической философии действия. В первой и второй частях автор исследует теории Р. Кейна, Д. Деннета, А. Мили и Л Экстром и анализирует имеющиеся в них проблему. В третей части предлагается альтернативная модель описания действия, в которой рациональность действия зависит не от способа его каузального производства, но от телеологической ...
Добавлено: 2 декабря 2014 г.
Арендт Х., Вопросы философии 2014 № 4 С. 53-70
Небольшое по объему философское эссе Ханны Арендт «Что есть свобода?» является своего рода «ключом», с помощью которого «раскрываются шифры» — становятся более прозрачными глубинные смыслы «больших» ее работ («Истоки тоталитаризма», «Vita activa», «О революции», «О насилии» etc.), написанных как раньше, так и позже данного эссе. В нем проведен анализ таких концепций, как «свобода ума», «свобода воли», ...
Добавлено: 19 февраля 2014 г.
Носов Д. М., Вопросы философии 2014 № 4 С. 46-52
В предисловии переводчика проблематика эссе Х. Арендт "Что есть свобода?" вписана в более широкий контекст её творчества. ...
Добавлено: 19 февраля 2014 г.
Мишура А. С., Финиковый компот 2020 № 15 С. 123-128
Цель статьи — продемонстрировать, что понятие моральной ответственности в смысле базовой заслуженности, вероятно, не играет значимой роли для морального оправдания социальных практик, включая практики похвалы и порицания, традиционно связываемые с понятием моральной ответственности. В начале статьи описывается связь проблемы свободы воли с понятием моральной ответственности. Далее эксплицируется понятие моральной ответственности в смысле базовой заслуженности, и ...
Добавлено: 28 января 2021 г.
М. : ГАУГН-ПРЕСС, 2019
В сборнике представлены материалы (статьи на основе авторских докладов) 4-го ежегодного
московского международного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания», посвященного обсуждению как теоретического базиса трансцендентальной философии в ее кантианском и феноменологическом модусах (метафизика, эпистемология), так и
ее прикладных аспектов (философия науки, философия сознания, философия языка, теология и
философия ...
Добавлено: 18 октября 2019 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2017 № 7 С. 33-44
Понятие воли – одно из наиболее распространенных в современных гуманитарных и социальных науках. Вместе с тем его использование испытывает до сих пор серьезные проблемы уточнения содержания и операционализации. В данной работе рассматривается дискурс воли в современной политической науке и нейропсихологии. Это позволяет систематизировать основные компоненты тематизации воли, а также проследить важные следствия такой систематизации для ...
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Селларс У., СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021
«Эмпиризм и философия сознания», самая важная работа крупнейшего американского философа XX века Уилфрида Селларса (1912–1989), представляет собой краткое изложение всей его философской системы и одновременно является ключевым документом в истории философии. Впервые опубликованная в виде эссе в 1956 году, она привела к кардинальным изменениям в аналитической философии, оборвав ту связь — в виде учения о ...
Добавлено: 5 февраля 2021 г.
Левин С. М., Эпистемология и философия науки 2015 № 2 С. 41-46
Непосредственное субъективное переживание определенных чувственных данных в философии сознания принято называть феноменальным качеством или квалиа. Феноменальные качества традиционно считаются одним из наиболее трудных для натуралистического объяснения аспектов сознания.
Многие философы исходят из того, что полное физическое или функциональное описание состояния человека не дает однозначного указания на то, что он в данный момент переживает на самом деле. ...
Добавлено: 16 сентября 2015 г.
Левин С. М., Гаспаров И. Г., Эпистемология и философия науки 2015 № 2 С. 5-19
В статье утверждается, что парадигма, в которой развивается аналитическая философия сознания, может быть охарактеризована тремя основными элементами: натурализм, учет данных эмпирических исследований и адекватное объяснение субъективного опыта. Популярность натурализма в современной аналитической философии сознания совмещается с его неоднородностью. В статье различаются натурализм в широком и узком смыслах, а также методологический и онтологический натурализм. Учет эмпирических ...
Добавлено: 1 июля 2015 г.
Гаспарян Д. Э., Философия и культура 2014 № 9 С. 1257 -1265
Целью настоящего исследования является обнаружение позитивной программы современного антифизикализма, а именно анализ антифизикалистских вариантов решения психофизической проблемы в современной аналитической философии сознания. На примере подходов таких современных аналитических философов как К. Макгинн, Дж. Левин, Н. Хомский, Т. Нагель, а также Д. Чалмерс рассматривается каково соотношение критических и позитивных компонентов в современных антифизикалистских подходах, а также ...
Добавлено: 28 августа 2014 г.
Краснов М. А., Lex Russica (Русский закон) 2013 Т. LXXVIII № 5 С. 465-477
В статье представляются аргументы, служащие доказательству того, что идея прав человека не просто соответствует христианскому учению, а уходит в него своими корнями. В этих целях подвергается критике тезис об антихристианской сущности этой идеи. Сторонники такого взгляда считают, что «естественный закон в его православной интерпретации» не предусматривает никаких прав, а только обязанности перед Богом. Из этого ...
Добавлено: 6 марта 2015 г.
Левин С. М., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2015 № 18 С. 142-156
Относительно сознания существуют различные обыденные интуиции. Одна из таких интуиций заключается в том, что сознание существует в виде материальной или ментальной субстанции. В статье обсуждается совместимость этой интуиции с теорией тождества сознания и мозга, функционализмом, активным экстернализмом и тезисом о возможности коллективного сознания. Делается вывод, что принятие тезиса о коллективном сознании несовместимо с субстантивирующей сознание ...
Добавлено: 18 марта 2015 г.
Михайловский А. В., Философские науки 2013 № 7 С. 79-95
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны. ...
Добавлено: 31 октября 2013 г.
Мишура А. С., Вопросы философии 2019 № 8 С. 49-58
Статья посвящена разработке либертарианской позиции в дискуссии о свободе воли. В первой части анализируются проблемы современных либертарианских теорий на примере подходов Р. Кейна и Т. О’Коннора. Доказывается, что некоторые затруднения либертарианских теорий связаны с 1) изоляцией причин действия агента от внешнего мира, 2) с разрушением необходимой связи между личностью агента и действием. Во второй части ...
Добавлено: 13 октября 2018 г.
Кочеров С. Н., Этическая мысль 2015 Т. 15 С. 5-26
Проблема свободы в морали принадлежит к числу самых сложных вопросов этики. С одной стороны, свобода является основанием морали – как условие выбора между должным и сущим, добром и злом. С другой стороны, свобода есть принятие должного решения, которое, будучи произвольным по форме, по сути своей направлено на совершение добра, содействие благу других людей. Значительный вклад ...
Добавлено: 29 сентября 2015 г.
Левин С. М., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Философия 2011 Т. 2 № 2 С. 246-251
В статье рассказывается визите в Москву в июне 2011 г. одного из наиболее известных сегодня американских философов – Джона Сёрля. Излагаются основные положения докладов Сёрла в МГУ и ИФ РАН, а также его взгляды на легитимность проблем аналитической философии сознания и рецепцию философии постмодернизма в России. ...
Добавлено: 22 марта 2013 г.
Гаспарян Д. Э., Рацио 2014 № 12 С. 27-40
This article attempts to find out whether the contemporary antiphysicalism has a positive program. Using the approaches of such contemporary analytical philosophers as Colin McGinn, Joseph Levine, Noam Chomsky, Thomas Nagel, and David Chalmers, the author evaluates the ratio of negative and positive components in modern antiphysicalistic approaches, and determines the role of skepticism in ...
Добавлено: 29 августа 2014 г.
СПб. : Алетейя, 2013
В сборнике представлены результаты исследований проблематики трансцендентного в современной философии, а также объяснение контекстов, которые возрождают эту проблему, несмотря на серьезную критику как данного понятия, так и этой онтологической схемы. В нём проводится всестороннее и аргументированное обоснование актуальности критики, а также реставрации трансцендентного в рамках наиболее влиятельных контекстов современной философии, таких как аналитическая философия, феноменология, философия пост-структурализма. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Левин С. М., Югай В. С., Философский журнал 2019 Т. 12 № 2 С. 92-102
Существует мнение, что современная наука доказала: свобода воли – это иллюзия. Иллюзия свободы воли – это ложное ощущение контроля над своими действиями: людям кажется, что они могут осознанно выбирать, как поступить, однако все их поступки лишь результат бессознательной нейронной активности. Тех, кто так считает, называют виллюзионистами. Главным основанием для виллюзионизма являются нейронаучные эксперименты, направленные на ...
Добавлено: 5 августа 2019 г.
Левина Т. В., Артикульт 2015 № 3 С. 18-28
Революционер в искусстве, Казимир Малевич оставил обширное теоретическое наследие, которое часто не совпадает с образом, созданным о нем в обществе. В частности, это можно отнести к трактатам по супрематической философии, в которых Малевич размышляет о классических философских и теологических проблемах. Бог и человек, путь человека к абсолюту, пребывание Бога в абсолютной реальности, иначе говоря, супрематизм ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Левин С. М., Философия науки 2014 № 3 С. 30-41
Для всякой компатибилистской теории свободы воли, опирающейся на натурализм, сложность представляет совмещение пропозиционального содержания интенций с их конкретным каузальным воплощением. Наши предварительные намерения зачастую исполняются совсем не тем способом, каким мы ожидаем, но в итоге приводят к желаемым последствиям, и тогда встает вопрос о том, считать ли такое действие случайным или намеренным. Для решения этой ...
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Левин С. М., Эпистемология и философия науки 2012 Т. XXXIII № 3 С. 226-229
Всероссийская научная конференция «Проблема сознания в междисциплинарной перспективе» проходила 29-30 марта 2012 г. в ИФ РАН и была посвящена 40-летию выхода книги Д.И. Дубровского «Психические явления и мозг». В обзоре рассказывается об основных тематических линиях конференции и знаковых моментах отдельных выступлений. На основе материала пленарных и секционных докладов делается вывод продуктивности привлечения в философии сознания ...
Добавлено: 22 марта 2013 г.
Федорова М. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 4 № 1 С. 171-199
В фокусе обзора находятся основные идеи, представленные в последних дискуссиях по нейроэтике. Анализ источников позволяет конкретизировать центральный круг проблем, являющихся предметом интереса нейроэтики, выделить возможные подходы к решению этих проблем и специфицировать дальнейшие перспективы развития нейроэтики. ...
Добавлено: 29 апреля 2020 г.