?
УПРАВЛЯЯ ПРОСТРАНСТВОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСО-ПРИЛУЦКИМ МОНАСТЫРЕМ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СТРУКТУРА (XVI–XVII ВВ.)
Рассмотрены особенности формирования в России XVI–XVII вв. системы основных сухопутных и водных путей сообщения. Показано, что водный транспорт имел преимущества перед сухопутными перевозками. Грузоподъ- емность речных и прибрежных морских судов в разы превышала возможно- сти гужевого транспорта, что покрывало издержки на провоз товара таким способом. Особенности прибрежного и донного рельефа, гидрологический режим рек, погодные условия требовали от человека создания гибкой систе- мы использования водных ресурсов в качестве путей сообщения. В доинду- стриальную эпоху ландшафт и условия функционирования транспортной сети были результатом компромисса между потребностями человека и воз- можностями, определяемыми природными факторами. Отмечено, что эф- фективность использования старых и новых транспортных систем зависела от наличия организационного и экономического потенциала, который был гораздо выше у различных сообществ и структур управления, чем у отдель- но взятого человека. Одним из крупных организаторов торговли на Русском Севере был Спасо-Прилуцкий монастырь. В статье на основе материалов Спасо-Прилуцкого монастыря рассмотрены методы и механизмы взаимо- действия с природой, которые использовал монастырь в ходе своей транс- портной деятельности, методы создания и поддержки сети коммуникаций между различными районами своей экономической активности, способы транспортировки грузов, система управления и контроля за этим процессом