?
Love as a Problem of Knowledge in Kierkegaard's Either/Or and Plato's Symposium
Inquiry (United Kingdom). 2010. Vol. 53. No. 1. P. 41-67.
Карлссон У. М.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
английский
Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Publishing, 2016
Heidegger’s philosophy has an extraordinarily complex relationship to Plato. Heidegger sees Plato as the founder of that Western metaphysics which he claims should be overcome. However, his interpretation of Plato, upon which his reconstruction of the history of philosophy rests, is anything but incontestable from a philological point of view, and has generated much criticism. ...
Добавлено: 4 октября 2014 г.
М. : Канон+, 2012
Авторы ставят перед собой амбициозную задачу: исследовать современные изменения в постановке и способах обсуждения коренных эпистемологических вопросов и выявить проблемное поле современной oэпистемологии. В этой связи они изучают трансформации, происходящие в эпистемологии сегодня, анализируют такие направления современной эпистемологии, как социальная, эволюционная, формальная эпистемология, исследуют новый тип отношений эпистемологии и когнитивных наук, а также связи современной ...
Добавлено: 7 апреля 2013 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Рогонян Г. С., Логос 2014 Т. 98 № 2 С. 15-42
Автор статьи показывает, как и благодаря чему метод радикальной интерпретации, предложенный Д. Дэвидсоном, справляется с теми проблемами, которые сформулированы в различных скептических сценариях. В частности, метод радикальной интерпретации лишает картезианский скептический сценарий (в традиционной и современной его версиях) убедительности и статуса философской проблемы как таковой. Используя различие между намеренным и ненамеренным обманом, можно показать, что ...
Добавлено: 22 апреля 2014 г.
Морен Э., M. : -, 2013
«Метод» – главное сочинение выдающегося французского философа и социолога, известного своими трансдисциплинарными исследованиями и отстаивающего необходимость реформы мышления, радикального изменения метода познания, чтобы постигнуть сложность реального мира, приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. В настоящем издании с позиции общей теории систем и современной теории самоорганизации излагаются оригинальные воззрения автора на природу сложных формообразований и человека, ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Доддс Э., Герменея 2013 № 5
Данная работа является переводом одного из ключевых текстов английского исследователя Эрика Доддса. В данной работе представлена интерпретация диалога Платона «Парменид», которая впоследствии была признана классической. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Глухов А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 19-27
В статье рассматривается политический смысл диалектического метода Платона. Диалектике нередко придается исключительно логическое значение, однако два вида диалектики («Федр») следует трактовать политически: как движение свободы и движение справедливости. Производится сравнение трактовки диалектики у Платона, Аристотеля, Гегеля и Рикера. ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Алиева О. В., Würzburger Jahrbücher für die Altertumswissenschaft. Neue Folge 2018 Vol. 42 P. 5-18
This paper examines the parallels between the theory of pleasure ascribed by Plato to the ‘enemies of Philebus’, in the homonymous dialogue, and that of the ‘wise men’, in the Republic 9. Though some of these parallels were noticed by G. Grote in 1865 and by J. Adam in 1907, their observations did not receive ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Князева Е. Н., М. : Институт философии РАН, 1995
В монографии исследуются сложные феномены индивидуального творчества ученых, а также исторического развития научного знания в аспекте теории самоорганизации (синергетики). Дается характеристика синергетики как новой исследовательской программы в широком философско-мировоззренческом и культурно-историческом контексте. В свете синергетики истолковываются такие характеристики креативного мышления, как его многовариантность и сценарность, скрытые установки и преддетерминации, восполнение недостающих звеньев и самодостраивание целостного ...
Добавлено: 10 ноября 2013 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Горбатов В. В., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 82-94
В данной работе нами представлен анализ дотеоретических принципов и методологических установок, лежащих в основе фрегевской концепции истины и лжи как денотатов (Bedeutung) предложений. Приведены аргументы в пользу того, что эта концепция может рассматриваться не просто как удобное для логиков «техническое средство», но и как полезный инструмент для экспликации эпистемологических категорий. Выделены четыре магистральные линии этой ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Objectivity: A History without a Hero: An Essay Review of Lorraine Daston/Peter Galison: Objectivity
Столярова О. Е., Journal for General Philosophy of Science 2010 Vol. 41 No. 2 P. 395-403
Объективность: История без Героя. Рецензия на книгу Л.Дастон и П. Галисона: Объективность.
Книга Л. Дастон и П. Галисона не из тех, что могут остаться незамеченными. Вышедшая из печати менее двух лет назад, она на сегодняшний день является общепризнанным образцом нового жанра -- междисциплинарных исследований науки и технологии (STS). Выдержавшая многочисленные обсуждения на научных «читающих семинарах» в ...
Добавлено: 9 января 2013 г.
Плешков А. А., Вопросы философии 2012 № 9 С. 109-120
Повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» предлагает обширнейший материал для исследования и интерпретации. Через обращение к тем философским и культурным идеям, кодам, которые легко обнаруживаются в произведении – вопросы веры и неверия, человека и Бога, чуда и абсурда (причем поставленных в радикальной, бескомпромиссной форме) – открывается глубокая связь Андреева с традициями экзистенциальной философии от Кьеркегора ...
Добавлено: 16 октября 2012 г.
Алиева О. В., Studia Patristica 2013 Vol. LXII No. 10 P. 69-80
The article considers some protreptic motifs of the First Alcibiades in St. Basil’s homily On the Words ‘Give Heed to Thyself’. Dealing with a verse from Deuteronomy (15:9: Πρόσεχε σεαυτῷ etc.). St. Basil evidently regards it as a biblical counterpart of the Delphic maxim γνῶθι σαυτόν, using the sacred text to impel his audience to virtue and self-knowledge. In the second part ...
Добавлено: 18 сентября 2013 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Глухов А. А., Russian Journal of Philosophy & Humanities 2017 Vol. 1 No. 1 P. 105-126
The paper discusses the realistic application of Plato’s Kallipolis, providing results of recent studies on Greek colonization and cultural poetics. The Republic is just one among other colonization projects proposed by Athenian intellectuals in 4th century BC. Participants of the dialogue are quite familiar with real colonization practices. Socrates gives concise and clear indications on ...
Добавлено: 4 апреля 2017 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
М. : Канон+, 2013
В книге анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии. Рассматривая творчество в контексте эпистемологических проблем, авторы книги развивают новые, нетрадиционные подходы телесный, натуралистический, конструктивистский, нелинейно-динамический, феноменологический. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, креативность при создании систем ...
Добавлено: 9 ноября 2013 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № 3 (41) С. 105-114
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического ...
Добавлено: 1 апреля 2013 г.
Плешков А. А., Историко-философский ежегодник 2014 С. 29-52
Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Глухов А. А., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014.
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.