?
Когнитивное моделирование стратегического развития цепи поставок
Планирование стратегического развития цепей поставок требует учета влияния качественных, имеющих различную природу факторов. Такие стратегические задачи, как проектирование сети производства и сети распределения, определение ассортимента продукции, выбор способа транспортировки могут быть решены с помощью аналитических, математических, оптимизационных, имитационных моделей. Но задачи поиска возможных сценариев развития, выявления причин проблемных ситуаций и механизмов их решения с помощью этих методов не могут быть решены, для этого необходимо формализовать экспертные знания менеджера о логистической системе, которые выражаются качественным оценками и понятиями. Формализовать слабоструктурированные сценарии развития цепей поставок на основе экспертных знаний позволяют когнитивные карты. Когнитивная карта представляет собой граф, в узлах которого находятся факторы, оказывающие влияние на развитие рассматриваемой системы или ситуации, а дугами отражаются взаимосвязи факторов. В настоящее время технологии когнитивного моделирования активно развиваются и применяются в экономике, психологии, биологии, филологии и других науках. Ведутся разработки когнитивных карт стратегического развития регионов, отраслей, рынков, однако вопросы когнитивного моделирования цепей поставок недостаточно проработаны. В статье описываются современные методологические рекомендации по построению когнитивных карт. Проведен обзор работ периодической печати по применению когнитивного моделирования для решения задач в области логистики и управления цепями поставок. Выявлены основные качественные факторы, влияющие на стратегическое развитие цепей поставок. Приведен пример построения когнитивной карты стратегического развития цепи поставок для торговой сети по продаже натуральных продуктов для здорового питания.