?
Proceedings of the 12th International Kant Congress "Nature and Freedom”
Берлин :
De Gruyter, 2016.
Под общей редакцией: V. Waibel, M. Ruffing
В печати
Катречко С. Л., , in : Proceedings of the 12th International Kant Congress "Nature and Freedom”. : Berlin : De Gruyter, 2016. P. 28-38.
Добавлено: 6 февраля 2016 г.
Ключевые слова: transcendentalism
Шиян А. А., В кн. : Трансцендентальный поворот в современной философии-5: трансцендентальный метод и современная наука (естествознание, математика, когнитивные науки, теология, этика): тезисы 5-го международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 23–25 апреля 2020 г.). : М. : ГАУГН–Пресс, Фонд ЦГИ, 2020. С. 132-134.
Текст посвящен пониманию знания и познания в трансцендентализме начала ХХ века, прежде всего в феноменологии и неокантианстве. Почти все философские направления этого времени, следуя Канту, понимали знание как идеальную предметную область со статусом универсальности и необходимости, что было оправдано объективным процессом познания и принципами познания. В тексте также уделяется особое внимание различному пониманию объекта знания ...
Добавлено: 11 декабря 2020 г.
Катречко С. Л., В кн. : Философия, образование, наука (труды кафедры философии естественных факультетов МГУ). : М. : ООО «Мэйлер», 2010. С. 135-145.
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Смирнов М. А., Кантовский сборник 2018 Т. 37 № 2 С. 32-45
Термин «лингвистическое кантианство» широко применяется для обозначения идей об определяющей роли языка в мышлении и познании, характерных для аналитической философии ХХ в. В статье представлен сравнительный анализ взглядов, обозначаемых этим термином, и философии Канта. Во-первых, показано, что «лингвистическое кантианство» связано с определенным типом релятивизма, который чужд философии Канта (хотя позиция самого Канта может быть охарактеризована как ...
Добавлено: 28 августа 2018 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура (вып.4). Вып. 4.: СПб. : Алетейя, 2013. Гл. 4. С. 46-56.
Работа посвящена историко-философскому рассмотрению экзистенциально-аналитического исследования Мартина Хайдеггера. В работе показывается, что данное исследование ставит перед собой задачу концептуального преобразования онтологии в доктринальном и методологическом аспектах, являя собой попытку принципиально нового понимания традиционных проблем западноевропейской метафизики. ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Гаспарян Д. Э., Constructivist Foundations 2015 Vol. 11 No. 1 P. 169-172
Добавлено: 21 октября 2015 г.
Климова С. М., В кн. : Трансцендентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания. Материалы международного научного семинара Москва, 18—20 апреля 2019 г. : М. : ГАУГН-ПРЕСС, 2019. С. 317-320.
Философия М.К. Мамардашвили может быть представлена сквозь призму его особенного философского стиля. Специальное внимание уделено анализу его
идей, посвященных медиативному интермитирующему Я или теории символов. В тезисах не только анализируется теория символов Мамардашвили-Пятигорского, но и дано
ее сравнение с такими понятиями как трансцендентальность и трансцендентность. ...
Добавлено: 12 июня 2019 г.
Катречко С. Л., В кн. : Современная когнитология и когнитивная аналитика в контексте философской инноватики: монография. : Ростов н/Д : Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. С. 142-149.
Трансцендентальная философия (трансцендентализм) И.Канта как предтеча когнитивной аналитики
Согласно кантовскому определению, трансцендентальная философия определяется как «познание, занимающее не столько предметами, сколько способом нашего познания предметов, поскольку он дол жен быть возможным a priori»
(Кант, 1994, т.3, с.56; [В 25]). Этим «трансцендентальным сдвигом» проблематики философского иссле дования Кант, по сути дела, предвосхищает развитие [современного] когнитивного подхода, связанного ...
Добавлено: 3 декабря 2014 г.
Ищенко Н. И., Філософія освіти. Philosophy of Education 2016 Т. 19 № 2 С. 163-175
Рассмотренная в перспективе образовательной тематики, хайдеггеровская аналитика Dasein свидетельствует о том, что в онтологии М. Хайдеггера эпистемологическая проблема объясняющего познания сменяется экзистенциальной проблемой познания понимающего. Так, под «образованием» как бытийным отношением Хайдеггер подразумевает возможность достижения Dasein собственного бытия в его подлинности и целостности, которое Dasein всегда уже предвосхищает в понимании. На этом основании Хайдеггер трактует ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Гаспарян Д. Э., Studies in East European Thought 2019 Vol. 71 No. 3 P. 241-258
Добавлено: 10 июля 2019 г.
Катречко С. Л., В кн. : Философия. Язык. Культура (вып.4). Вып. 4.: СПб. : Алетейя, 2013. С. 73-89.
В статье предпринята попытка рассмотрения трансцендентальной философии Канта в качестве особого типа философского исследования, или особой трансцендентальной парадигмы. Для этого мы вводим такие новые методологические понятия как трансцендентальный сдвиг, трансцендентальная перспектива. Основой для нашей трактовки трансцендентализма выступает когнитивно–семантическое прочтение Критики и концепция (интерпретация) «двух аспектов». Трансцендентализм выступает как новая «экспериментальная» (опытная; Erfahrung) метафизика, а трансцендентальное ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2018 № 8 С. 144-159
Статья представляет собой попытку реконструкции работ Ф. Варелы в связи с трудной проблемой сознания. Предпосылки для разрешения (dissolution) этой проблемы можно найти в работах, написанных им в соавторстве с У. Матураной. Теория аутопоэзных систем связывает воедино жизнь и познавательную активность. Критерием жизни является способность системы сохранять аутопоэтическую организацию, претерпевая трансформации вместе со средой ее обитания. ...
Добавлено: 23 сентября 2018 г.
Гаспарян Д. Э., Философский журнал 2020 Т. 13 № 1 С. 80-96
В статье обсуждается один из самых бурно развивающихся проектов современной философии, а именно проект интеграции феноменологии и натурализма. Выделяется центральная тема, по которой происходит сближение двух подходов –перспектива от первого лица. Автор статьи рассматривает два ключевых направления: нейрофеноменологию (Ф. Варела) и энактивизм (Ш. Галлагер), на примере которых показывает возможности включения в программы натурализма перспективы от ...
Добавлено: 5 декабря 2019 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Катречко С. Л., , in : Proceedings of the 12th International Kant Congress "Nature and Freedom”. : Berlin : De Gruyter, 2016. P. 28-38.
Добавлено: 6 февраля 2016 г.
М. : Алькор Паблишерс, 2019
В сборнике статей, созданном на базе НУЛ Трансцендентальной философии НИУ ВШЭ (Москва) представлены работы широкого тематического спектра, в которых авторы обращаются к аппарату трансцендентальной философии. Смысловое ядро сборника составляют исследования, посвященные непосредственно теории Канта и проблематизирующие содержание кантовской эпистемологии, этики и натурфилософии. Рассматриваются вопросы, связанные с кантовским пониманием трансцендентального субъекта и метафизики, а также с ...
Добавлено: 7 декабря 2019 г.
Kirchberg, Wessel : [б.и.], 2014
Добавлено: 2 декабря 2014 г.
Мирошниченко М. Д., Эпистемология и философия науки 2019 Т. 56 № 1 С. 65-80
Статья посвящена рассмотрению основных подходов к интеграции философского и научного пониманий природы и функционирования сознания. Рассматривается проект натурализации феноменологии – методологического сращивания когнитивной науки и философии, отправляющейся от опыта мира от первого лица, которое встроило бы объяснительные модели феноменологии в натуралистическую картину мира. Показывается, что проект натурализации не способен принять перспективу первого лица «всерьез» в ...
Добавлено: 23 сентября 2018 г.
Гаспарян Д. Э., Cosmos and History: Journal of Natural and Social Philosophy 2019 No. 6 P. 56-65
Добавлено: 29 сентября 2018 г.
Инишев И. Н., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 Т. 32 № 4 С. 36-45
Важность работы Густава Шпета "Явление и смысл" состоит не только в том, что она представляет собой одну из первых полемических реакций на программный труд трансцендентальной феноменологии, 1-й том "Идей к чистой феноменологии" Э. Гуссерля, но и в её сохраняющейся по сей день актуальности. Эта актуальность связана с продолжающимися дискуссиями вокруг оснований и последствий герменевтической трансформации ...
Добавлено: 19 февраля 2016 г.
Гаспарян Д. Э., Вопросы философии 2014 № 12 С. 58-68
В исследовании речь идет о противостоянии двух современных эпистемических программ: натурализма и трансцендентализма. Автор показывает ограниченность натуралистической установки в ее попытках дать полное описание мира и объясняет, что современному натурализму вопреки расхожей диспозиции противостоит именно трансцендентализм, а не феноменология. ...
Добавлено: 28 августа 2014 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Мирошниченко М. Д., Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki) 2018 Vol. 8 P. 144-159
Добавлено: 5 декабря 2018 г.
Катречко С. Л., Метафизика 2012 Т. 5 № 3 С. 130-150
В статье кантовский трансцендентализм представлен как теория человеческого опыта (ср. с неокантианством). Важнейшим при этом выступает трансцендентальный сдвиг (ср. с коперниканским переворотом Канта), предполагающий переход от эмпирической к трансцендентальной установке. В частности, вместо исследования отношения «эмпирический объект (вещь) – эмпирический субъект (сознание)» происходит переход к исследованию [трансцендентального] отношения «трансцендентальный объект – трансцендентальный субъект (трансцендентальное единство ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.