?
Ensemble summary statistics as a basis for rapid visual categorization
Journal of Vision. 2015. Vol. 15. No. 8. P. 1-14.
Уточкин И. С.
Ключевые слова: attentionкатегоризацияcategorizationзрительное вниманиезрительные статистикиstatistical testsстатистические тестыensemble summary statistics
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Добавлено: 25 июня 2018 г.
Уточкин И. С., Хвостов В. А., Стакина Ю. М., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017. No. 78.
Добавлено: 16 октября 2017 г.
Добавлено: 26 января 2021 г.
Добавлено: 12 августа 2019 г.
Котов А. А., Когнитивные исследования 2014 Т. 1
В статье представлен обзор современных исследований множественных систем научения. Больше всего внимания было уделено модели COVIS (Ashby et al., 1998), поскольку эта модель наиболее успешно среди других моделей множественных систем научения объясняет противоречивые результаты, полученные в классических моделях категориального научения и хорошо соотносится с закономерностями онтогенеза категориального научения и его нарушений при различных локальных поражениях ...
Добавлено: 15 декабря 2014 г.
Котов А. А., Российский журнал когнитивной науки 2018 № 3 С. 1-18
Что помогает человеку формировать новые категории? В исследовании был реплицирован эффект влияния называемости частей объекта на научение новой категории (Zettersten & Lupyan, 2018): успешность нахождения визуального категориального признака (цветового оттенка) среди легко называемых цветовых оттенков была выше, чем среди оттенков с трудно называемым цветом. Дополнительно нами было показано, что данный эффект ограничен типом категориального правила: ...
Добавлено: 13 декабря 2018 г.
Роль типа репрезентации целевого стимула в возникновении феномена «Пропусков при продолжении поиска»
Ермолова А. М., Горбунова Е. С., Экспериментальная психология 2021
Эффект «Пропусков при продолжении поиска» (ПППП) представляет собой снижение успешности нахождения второго целевого стимула после обнаружения первого целевого стимула в задаче зрительного поиска. Два основных объяснения ПППП – теория истощения ресурсов и теория «перцептивной установки» – связывают данный эффект с функционированием внимания. В данном эксперименте изучалась зависимость амплитуды эффекта от степени точности репрезентации целевого стимула. ...
Добавлено: 1 июля 2021 г.
Уточкин И. С., Юревич М. А., Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 2016 Vol. 42 No. 7 P. 995-1007
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Котов А. А., Современная зарубежная психология 2013 Т. 2 С. 19-28
В статье мы анализируем современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в младенческом возрасте. Мы доказываем, что влияние речи на процессы категоризации у младенцев касается всех характеристик понятийного мышления: обобщения, дифференциации, индивидуации и индуктивного вывода. На основании этого обзора мы выделяем две противоположные теоретические позиции, в рамках которых можно объяснить влияние речи на ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Котов А. А., Дагаев Н. И., Психологические исследования: электронный научный журнал 2013 Т. 6 № 29
Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Горбунова Е. С., Российский психологический журнал 2023 Т. 20 № 3 С. 116-130
Введение. Задача зрительного поиска представляет собой поиск целевых стимулов среди отвлекающих (дистракторов). Данная задача является одной из самых популярных в исследованиях внимания. При этом и методика, и теоретические представления о механизмах работы внимания в данной задаче претерпели значительные изменения по мере развития когнитивной психологии. В частности, современные исследования уделяют больше внимания экологической валидности используемого стимульного ...
Добавлено: 5 марта 2024 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 57-69
Современные теории категориального научения разделяют научение простым правилам категоризации (на основе одного признака) и научение комплексным правилам (по совокупности признаков). В многочисленных экспериментах при использовании во время научения интерфери- рующих задач с разным содержанием было выявлено, что вербальная интерференция мешает нау- чению простым правилам категоризации, а невербальная интерференция затрудняет научение ком- плексным правилам категоризации. Однако ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Яковлев А. Ю., Уточкин И. С., Attention, Perception and Psychophysics 2021 Vol. 83 No. 3 P. 1251-1262
Добавлено: 4 сентября 2020 г.
Котов А. А., Бангура М., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 1 С. 164-173
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. Мы модифицировали эксперимент Э.Висневски и Д.Медина (1994) и испытуемые должны были находить общие признаки у набора детских рисунков, а потом использовать их для категоризации новых изображений. Оказалось, что при категоризации на основе предыдущих знаний, в отличие от условий, когда ...
Добавлено: 22 июля 2013 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Тюрина Н. А., Уточкин И. С., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 107-117
Многие характеристики множества объектов могут быть представлены в виде сводной статистики по всему множеству. Статистические свойства рассчитываются как глобальная характеристика множества объектов при восприятии свойств отдельных объектов. Предположительно, статистические свойства множества могут быть связаны с эффективностью зрительного поиска. Проведено экспериментальное исследование на материале зрительного поиска объекта по размеру, где изучалась зависимость скорости поиска от сходства ...
Добавлено: 6 октября 2014 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Тюрина Н. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015
Согласно теории интеграции признаков [Treisman & Gelade, 1980], статистическая обработка ансамбля, объединенного на основе базовых признаков, осуществляется с привлечением глобального внимания [Alvarez, 2011; Chong & Treisman,2005a; Treisman, 2006], не требует дополнительной фокусировки и не должна быть связана с какими-то ни было другимb измерениями. Однако если ансамбль построен на сочетании признаков, то статистическая обработка затруднена, что ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Добавлено: 20 августа 2019 г.
Лукьянов Е. А., Котов А. А., Теоретическая и экспериментальная психология 2018 Т. 11 № 2 С. 54-67
В данной работе мы изучали влияние формы организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации при формировании новых категорий. Испытуемых распределяли в одно из двух условий на основе соотношения семантики слова и обратной связи: в ожидаемом условии при правильном ответе предъявляли слова из семантической группы «радость», а при неправиль- ном – из группы «грусть»; в ...
Добавлено: 8 октября 2019 г.
Уточкин И. С., Психологический журнал 2010 Т. 31 № 3 С. 25-32
Рассматривается влияние дистрактора (стимула, который в определенный момент является нерелевантным и игнорируется) на эффективность решения задач. Показано, что в зависимости от условий задачи и связи с целевым стимулом любой дистрактор может давать два противоположных эффекта: отрицательный - интерференцию - и положительный - эффект избыточности. Приводится классификация эффектов дистрактора по одному из возможных оснований - источнику ...
Добавлено: 2 октября 2012 г.
Mismatch negativity affects muscle fatigue during repeated contraction trials of different durations
Aleksandrov A. A., Knyazeva V. M., Stankevich L. N. и др., Frontiers in Physiology 2016 Vol. 7 No. 13
We examined the effect of involuntary attention switching (related to mismatch negativity generation in the oddball paradigm) on fatigue development during trials of different durations. The experiment consisted of two trials, long (40 min) and short (15 min), and two experimental conditions in each trial: the simple reaction task (deviants-only paradigm) and the stimuli recognition ...
Добавлено: 4 июня 2016 г.
М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018
В сборнике представлены материалы 8-ого международного конгресса по когнитивной лингвистике, в которых освещаются теоретические и методологические проблемы когнитивной лингвистики: проблемы категоризации и концептуализации, технологии когнитивного моделирования, когнитивное терминоведение, когнитивная прагматика, когнитивные аспекты полидискурсивности и мультимодальности коммуникативной деятельности человека, проблемы взаимодействия компьютерно-опосредованной коммуникации и человеческой речемыслительной деятельности, сопоставление языков и трансфер знаний, когнитивные основы переводческой деятельности.
Книга ...
Добавлено: 13 октября 2018 г.
Походай М. Ю., Мячиков А. В., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2018 Vol. 15 No. 2 P. 209-221
Добавлено: 25 сентября 2018 г.