?
Автомобильные пробки: когда рациональность ведет к коллапсу
В статье описываются классические представления, сформировавшиеся к середине XX века, о том, откуда берутся пробки. В основе лежит очень важная в математической экономике концепция: равновесие Нэша из теории игр. Несмотря на то, что с тех пор прошло более полувека, описанный в статье подход (понимания того, как распределяются транспортные потоки по графу транспортной сети) по-прежнему является наиболее цитируемым и часто используемым на практике. Отметим также, что в статье рассмотрен очень важный в филосовском плане пример Брайеса, иногда даже называемый парадоксом. Суть которого, грубо говоря, сводится к тому, что действуя эгоистично люди, как правило, сходятся к какому-то равновесию (Нэша), но это равновесие может быть плохим. Т.е. бывает даже так, что можно сказать людям как действовать, и абсолютно все от этого выиграют (социальный оптимум) по сравнению с равновесием Нэша, но, к сожалению, такие состояния, как правило, оказываются неустойчивыми, и система, приведенная в такое состояние, все равно в итоге «скатывается» в равновесие Нэша. В транспортном контексте это проявляется в том, что в определенных ситуациях стоительство новой дороги может увеличить время в пути абсолютно всех пользователей транспортной сети