?
Императоры-монархи и императоры-воины: потрет государя в русском дворце XVIII - первой половины XIX вв.
Статья посвящена изучению внеэстетической функции портрета и, шире, портретного собрания или галереи в аристократических и императорских дворцах XVIII – первой половины XIX вв. Автор исследует, каким образом подобный визуальный ряд был задействован в процессах передачи того или иного сообщения и/или трансляции политических и мировоззренческих представлений.
Особое внимание уделено рассмотрению круга задач, которые решались в XVIII – первой половине XIX вв. с помощью портрета-символа (самопрезентация, выражение намерений, декларация той или иной программы). Анализ проведен на примере портретных собраний В.В. Голицына, А.Д. Меншикова, А.А. Аракчеева и других, а также династических серий, представленных в галереях императорских дворцов (Чесменский путевой, Гатчинский, Зимний).
В статье также предпринята попытка интерпретировать язык описания портретных залов.