?
Икона Тайной Вечери над Царскими вратами (К истории семантического развития образа)
С. 525-558.
Бобрик М. А.
В статье исследуется генезис византийской и древнерусской иконографии Тайной Вечери, а также семантика, семиотика и прагматика изображений на этот сюжет в христианских храмах и рукописях.
М. : Прогресс-Традиция, 2000
Первое в отечественной традиции собрание работ, целиком посвященное иконостасу как феномену христианской культуры. Сборник составлен на основе материалов международного симпозиума (1996), проведенного Центром восточнохристианской культуры, и включает 28 статей ведущих российских и американских исследователей. ...
Добавлено: 11 декабря 2014 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Большая Российская энциклопедия. Т. 28: Пустырник - Румчеро.: М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 597-597.
Энциклопедическая статья посвящена иконографии Рождества Богоматери в раннехристианском и западноевропейском искусстве ...
Добавлено: 28 декабря 2015 г.
Пожидаева А. В., Искусствознание 2007 Т. 3-4 С. 252-291
В статье рассматривается иконография Сотворения мира в западноевропейском искусстве XI-XIII в с точки зрения возможности связать каждое изображение с одной из нескольких раннехристианских традиций ...
Добавлено: 19 декабря 2015 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Искусство как сфера культурно-исторической памяти. : М. : Изд-во РГГУ, 2008.
Иконография Воскрешения Лазаря в западноевропейском искусстве: проблема использования устойчивых иконографических схем ...
Добавлено: 19 декабря 2015 г.
Пожидаева А. В., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2019 Т. 10 С. 54-63
Сложение иконографической схемы в искусстве западного
Средневековья связано с варьированием отдельных частей композиции, в
том числе мельчайших, которые соответствуют введенному Ф. Дойхлером
понятию «модулей» или «формул движения». В данной работе рассматриваются возможные варианты происхождения изображения Тьмы как
скованного раба во фресковом цикле VIII–IX вв. лангобардского происхождения так называемой Крипты Грехопадения в Матере (Базиликата) и
их связь с раннехристианской и византийской ...
Добавлено: 23 апреля 2020 г.
Воскобойников О. С., Новое литературное обозрение 2021 № 168 С. 69-87
Статья посвящена знаменитой иконе «Латеранский Спас», украшающей по сей день престол папской капеллы, Святой Святых, и обладающей особым значением нерукотворного образа с середины VIIIвека. Она считалась одной из важнейших святынь города, претендовавшего на статус столицы христианского мира, участвовала в важных обрядах, в частности в ночном шествии на праздник Вознесения Девы Марии, становилась предметом рефлексии интеллектуалов. Одно ...
Добавлено: 2 сентября 2021 г.
Пожидаева А. В., Гринберг М. В., В кн. : Большая Российская Энциклопедия. Т. 31: Социальное партнерство - Телевидение.: М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 126-127.
Статья посвящена иконографии Сретения (Принесения во храм) в раннехристианском, западноевропейском, византийском и древнерусском искусстве. ...
Добавлено: 12 ноября 2016 г.
Пожидаева А. В., , in : Repenser l’histoire de l’art médiéval en 2023. Recueil d’études offertes à Xavier Barral i Altet. : Zagreb : University of Zagreb, 2023. P. 483-492.
Статья посвящена уточнению терминологии в иконографии христианского Запада, способам копирования и цитирования на примере персонажей сцен Сотворения мира в 9-12 вв ...
Добавлено: 13 июня 2023 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Большая Российская Энциклопедия. Т. 31: Социальное партнерство - Телевидение.: М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 289-290.
Статья посвящена иконографии Страстей в раннехристианском и западноевропейском искусстве ...
Добавлено: 12 ноября 2016 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы : материалы научной конференции 2010, а также несколько докладов, прозвучавших на конференциях 2014-2016 годов. : М. : КДУ, 2022. Гл. 3. С. 190-210.
Речь идет об иконографическом кругозоре миниатюриста начала 12 века из рейнско-маасского региона, включившего в число персонификаций дней Творения персонажа, представляющего собой иконографический гибрид изображений Аполлона и Дафны в сцене познеримского типа ...
Добавлено: 29 марта 2023 г.
Пожидаева А. В., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2017 Т. 10 № 2 С. 258-268
В миниатюрах т.н. Верденского Гомилиария (Верден, Городская библиотека, Ms.1 f.Jr 1110-1114) Дни Творения представлены в виде персонификаций-персонажей с атрибутами. Если большинство персонификаций имеет сходство с изображениями месяцев в позднеантичных и раннесредневековых календарных циклах, то изображение Третьего дня Творения восходит к мифологическому ряду и представляет собой явный дериват изображения Аполлона и Дафны. ...
Добавлено: 18 февраля 2018 г.
Виноградов А. Ю., Ендольцева Е. Ю., Anastasis. Research in Medieval Culture and Art 2016 Vol. III No. 1
The article is dedicated to three types of scenes representing the beard pulling in Christian art. The first type represents the fighting of secular characters. In one version of this type, both figures are beard pullers, they are negative and aggressive. In the other version of the first type, only one man pulls out the beard ...
Добавлено: 29 октября 2016 г.
Пожидаева А. В., Казус. Индивидуальное и уникальное в истории 2015 № 10 С. 13-28
Статья посвящена вопросам формирования иконографических схем в западноевропейских рукописях XII-XIV вв под влиянием текстовых инструкций и визуальных образцов, преимущественно в светских мастерских, и возможным ошибкам и неточностям в передаче или трактовке темы, возникающим в результате неправильного прочтения/понимания образца или инструкции ...
Добавлено: 23 февраля 2016 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Большая Российская энциклопедия. Т. 28: Пустырник - Румчеро.: М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 183-184.
Энциклопедическая статья посвящена изображениям Рая в западно- и восточнохристианском искусстве ...
Добавлено: 28 декабря 2015 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Сборник статей и материалов. : М. : Новое литературное обозрение, 2018. С. 248-259.
Статья посвящена иконографии Бездны в сценах Сотворения мира в XI-XIIIвв ...
Добавлено: 18 октября 2018 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Большая Российская Энциклопедия. Т. 25: П-Пертурбационная функция.: М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 10-11.
Энциклопедическая статья посвящена иконографии апостола Павла в раннехристианском искусстве и западноевропейском искусстве Средних веков, Возрождения и Нового времени ...
Добавлено: 23 февраля 2016 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Евровы. Выпуск 9 (XL). : Издательский Дом "Наука", 2017.
Статья посвящена иконографии Дней Творения в западноевропейской книжной миниатюре ...
Добавлено: 17 марта 2017 г.
Пожидаева А. В., Люди и тексты. Исторический альманах 2021 № 14 С. 56-83
В западноевропейском искусстве XI-XIII веков изображения Сотворения мира насыщены персонификациями самых разных реалий – как самих Дней Творения, так и элементов творимого мира. Статья посвящена обзору источников таких персонификаций в стенописи и книжной миниатюре эпохи. Речь пойдет, в частности, как об использовании в иконографии Дней Творения облика мифологических персонажей и персонификаций календарного цикла, так и ...
Добавлено: 15 августа 2021 г.
М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017
Сакральные образы в любую эпоху функционируют в сложном культурном и социальном контексте. Они маркируют, «осваивают» и «присваивают» пространство, формируют символическую топографию не только храма, но и городского или сельского ландшафта, структурируют индивидуальное и коллективное поведение, воспринимаются как полноценный субъект коммуникации. Образам молятся и угрожают, их просят о помощи и призывают в качестве свидетелей, шантажируют и ...
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Пожидаева А. В., Актуальные проблемы теории и истории искусства 2019 № 9 С. 493-503
Западнохристианская иконография Сотворения мира в VIII–XII вв. предоставляет
возможность проследить логику распространения иконографической схемы полностью или частично
на значительной территории. Самым «влиятельным» из раннехристианских протографов для Западной Европы становится Генезис лорда Коттона в виде цикла, целостной композиции или её отдельных
элементов, способных интегрироваться в сцены со сходным сюжетом, принадлежащие к иной традиции, — например, памятники «римского типа» (фрески ...
Добавлено: 22 августа 2020 г.
Салтыкова В. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства 2021 № 44 С. 49-66
Статья посвящена исследованию иконографических особенностей изображений символов евангелистов, представленных на отдельных полностраничных миниатюрах Евангелия 1571 года из собрания Музеев Московского Кремля. Автор заостряет внимание на уникальной черте, объединяющей все четыре композиции: присутствие мотива коронования символических животных ангелом. Анализ текстовых источников и предшествующей изобразительной традиции, связанной с представлением символов евангелистов в христианском искусстве, указал на отсутствие ...
Добавлено: 11 февраля 2022 г.
Пожидаева А. В., В кн. : Большая Российская энциклопедия. Т. 26: Перу - Полуприцеп.: М. : БРЭ, 2014. С. 72-73.
Энциклопедическая статья посвящена иконографии апостола Петра в раннехристианском и западноевропейском искусстве Средних веков и Нового времени ...
Добавлено: 23 февраля 2016 г.