?
Дознание в уголовно-исполнительной системе России
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве органы и учреждения ФСИН России значатся органом дознания. Как и другие органы, изначально сориентированные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, они наделены правом производства неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (п.2 ч.2 ст.40 УПК РФ). Помимо этого, на органы дознания вообще, законом возлагается производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие является необязательным, а так же осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий (пп.1 и 3 ч.2 ст.40 УПК РФ). Однако в ст.151 УПК РФ, предусматривающей законодательное распределение уголовных дел между органами предварительного расследования для производства предварительного следствия и дознания подследственность органов и учреждений ФСИН России не определена, что, в сущности, и лишает их возможности производить в полном объеме дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Подобно «сапожнику без сапог», органы и учреждения российской уголовно-исполнительной системы обладая статусом органа дознания, дознавателей в своем штате не имеют. На деле это означает, что в российской уголовно-исполнительной системе, олицетворяющей в процессуальном плане довольно значительный и весьма необходимый уголовному судопроизводству познавательный потенциал, попросту нет должностных лиц, которых начальники органов и учреждений ФСИН России, могли бы обязывать осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Такое положение дел, приводит к неутешительному выводу о том, что профессионалов в области досудебного производства по уголовным делам в российской уголовно-исполнительной системе по большому счету нет. Такое положение дел усугубляется тем, что оперативным сотрудникам уголовно-исполнительной системы, производство дознания может быть поручено лишь с условием, что они не проводили или не проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В условиях отдельно взятого исправительного учреждения выполнить это требование закона бывает очень непросто. Таким образом, особенностью процессуальной деятельности осуществляемой в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы является то, что рассмотрение сообщений о преступлениях, производство следственных и иных процессуальных действий, возлагается не на дознавателей, в прямом смысле этого слова, а на должностных лиц из оперативного состава, имеющих, как правило, определенные (нередко искаженные) представления об уголовном судопроизводстве, но не обладающих умениями и навыками осуществления дознания по уголовному делу в полном объеме.