• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 78 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Юсупова Г. Ф. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2004. № 02.
Статья посвящена оценке интенсивности межрегиональной конкуренции в России на основе тестирования гипотезы выполнения закона единой цены на примере рынка пшеницы России. Результаты эмпирической проверки гипотезы выполнения закона единой цены показали, что рынок зерна России нельзя характеризовать как “единый”, так как существуют препятствия для снижения межрегиональных разрывов в ценах. Тенденция к сближению региональных цен существует не в масштабах всего зернового рынка России, а в более узких рамках, т.е. на рынке пшеницы России формируются локальные интегрированные субрынки. Проанализировано влияние факторов, которые препятствуют выполнению закона единой цены. В частности, оценено влияние транспортного тарифа как барьера на процесс интеграции на рынке пшеницы.
Добавлено: 1 апреля 2013
Препринт
Маркес Второй И., Назруллаева Е. Ю., Яковлев А. А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2013. № 03.
Если принять во внимание ограниченные ресурсы и реальное состояние экономики, возникает вопрос, каким образом политики решают, какой группе избирателей выделить трансферты, чтобы сохранить поддержку населения? В данной статье мы утверждаем, что решения политиков об адресном направлении трансфертов обусловливаются экономическими факторами. В нашей модели политики могут обеспечивать своих сторонников потребительскими благами двумя способами: косвенно через хорошие результаты экономического развития или непосредственно через трансферты. При высоких темпах развития экономики политики направляют трансферты колеблющимся избирателям, при низких – верным сторонникам. Мы проверяем свою теорию с помощью данных о федеральных трансфертах в адрес 78 российских регионов в период 2000–2008 гг.
Добавлено: 30 сентября 2013
Препринт
Karhunen P., Kosonen R. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2008. No. 04.
В статье представлены новые институциональные перспективы предпринимательской стратегии. пПоказано, как институциональные, отраслевые и внутрифирменные факторы влияют на стратегии иностранных собственников. Это делается путём эмпирического анализа решений, принимаемых собственниками восьми финских компаний, работающих в России в отраслях, которые можно определить как стратегические. Результаты проведенного исследования показывают, что главными детерминантами решений собственников являются отраслевые. Институциональные препятствия, с которыми сталкиваются предприятия, различны в зависимости от стратегического значения и параметров отрасли в создании добавленной стоимости, а это, в свою очередь, влияет на оценку значения местных активов в качестве детерминанты на уровне фирм.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Макаров С. А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2019
Период после кризиса 2008 г. в России характеризуется повышенной активностью регионов РФ в выстраивании индивидуальных стратегий своего экономического развития. Одним из проверенных методов выявления долгосрочных конкурентоспособных преимуществ является форсайт, а практическим инструментом его реализации на уровне региона – подготовка долгосрочной региональной стратегии. Большинство исследований, касающихся темы форсайта и стратегического развития, ограничиваются национальным уровнем, упуская из виду ряд существенных факторов, которые проявляются на уровне региона. В условиях сильных различий субъектов федеративного государства именно региональный уровень имеет ряд преимуществ для результативного применения форсайта и формирования стратегий, обеспечивающих достижение долгосрочных целей социально-экономического развития. Гипотеза данного исследования заключается в том, что форсайт обладает самостоятельной добавленной ценностью при решении задачи ускорения развития региона, облегчая поиск новых конкурентоспособных направлений развития и выработку решений, согласованных между представителями власти, бизнеса, общества, научного и экспертного сообщества. Подготовка долгосрочной региональной стратегии в этом случае выступает эффективным инструментом формализации достигнутых договоренностей и является базой для формирования системы мониторинга хода их практической реализации. В данной статье представлены результаты анализа роли форсайта для организации стратегического диалога и выработки согласованной позиции в отношении приоритетов регионального развития в Республике Татарстан (РТ). Выделены способствующие ускорению регионального развития факторы, которые напрямую связаны с разработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 г. (Стратегии). В частности, выделены дополнительные стимулы и ресурсы, которые удалось мобилизовать республике благодаря этому процессу, и основные каналы положительного влияния на участников экономической деятельности. Обосновывается, почему процесс разработки региональной долгосрочной стратегии в РТ можно считать успешным примером регионального форсайта. Выводы основаны на официальной аналитической и статистической информации, а также серии неформальных интервью с экспертами и участниками разработки стратегии.
Добавлено: 3 декабря 2019
Препринт
Яковлев А. А., Кузнецов П., Фоминых А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2002. № 02.
Добавлено: 1 апреля 2013
Препринт
Гончар К. Р. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2009. № WP1/2009/02.
В работе приведены эмпирические свидетельства и результаты статистического анализа особенностей инновационного поведения крупнейших российских компаний. Показано, что такие компании по всем измеряемым параметрам инновационной деятельности находятся в центре инновационной системы страны. Однако лидеры сделали выбор в пользу консервативного безрискового подхода к инновациям и удерживают относительно низкие расходы на НИОКР, отдавая предпочтение трансферу ключевых знаний извне. Менеджеры объясняют это неопределенностью спроса, высокой капиталоемкостью проектов, чрезмерной глубиной технологического отставания, оставляющей мало шансов на догоняющие стратегии, что не позволяет им прорваться в число мировых инновационных лидеров. Особенно уязвимы позиции компаний, ориентированных на производство технологически сложных наукоемких продуктов, с которыми, собственно, и связывают в мире долгосрочные перспективы конкурентоспособности.
Добавлено: 13 февраля 2013
Препринт
Макаров С. А., Абзалилова Л. Р. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2018
Инновации становятся критически важными для устойчивого развития Российской Федерации (РФ). Большинство исследований инновационной политики России ограничиваются ее анализом на страновом уровне, упуская из виду ряд существенных факторов, которые проявляются на региональном уровне. Предметом анализа в статье являются функционирование региональной инновационной системы и особенности используемых инструментов и институтов инновационной политики, обеспечивающих стимулирование инновационных процессов на уровне региона. В рамках данного исследования выделены основные характеристики и этапы эволюции региональной инновационной системы, проведен SWOT-анализ инновационной системы одного из регионов – лидеров по развитию инноваций в РФ – Республики Татарстан (РТ). Проанализированы основные исторические и политические причины формирования ключевых особенностей региональной инновационной системы. Особое внимание уделено оценке эффективности региональной инновационной политики и идентификации рисков, связанных с ее реализацией.К основному выводу исследования относится тезис о том, что субнациональные институты, использующие в основном косвенные инструменты стимулирования инновационной активности, в существенной мере формируют региональную инновационную среду и становятся определяющими в межрегиональной конкуренции. По нашему мнению, именно институциональные инновации стали ключевыми для ускорения инновационных процессов на проанализированном этапе развития РТ. Также среди ключевых факторов успешного развития инновационной деятельности в регионах РФ важную роль играют согласованная деятельность органов власти всех уровней и эффективность организации диалога между властью и бизнесом.
Добавлено: 14 сентября 2018
Препринт
Вакуленко Е. С. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2012. № 02.
В статье исследуется взаимосвязь между внутренними миграционными потоками и политическими факторами. На основании официальных данных Росстата за период с 1999 по 2010 г. оценивается модифицированная гравитационная модель миграции на панельных данных российских регионов. В качестве политических факторов рассматривается предоставление общественных благ, расходы региональных бюджетов, размер социальных выплат и индекс демократии в регионах. Большинство исследуемых зависимостей имеют ожидаемые результаты. Если же сравнивать чувствительность миграционных потоков к политическим и экономическим факторам, то влияние последних на миграцию значительно больше.
Добавлено: 11 октября 2012
Препринт
Долгопятова Т. Г., Ивасаки И. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2006. № 01.
Настоящая работа характеризует цели, задачи и содержание совместного исследовательского проекта Государственного Университета — Высшей школы экономики (Москва) и Университета Хитоцубаши (Токио), посвященного анализу корпоративного управления и интеграционных процессов в российском бизнесе. Особое внимание уделено эмпирической базе исследования — крупномасштабному опросу (интервьюированию) 822 руководителей акционерных обществ промышленности и связи, проведенному весной 2005 г. в 64 регионах (субъектах Федерации) России. Наряду с детальным описанием организации полевых работ, процесса формирования случайной выборки и используемого вопросника в работе представлены основные результаты обследования компаний.
Добавлено: 1 апреля 2013
Препринт
Яковлев А. А., Демидова О. А., Балаева О. Н. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2012. № 01.
В представленной работе впервые в российской практике на основе большого массива эмпирических данных о госконтрактах на закупку товаров, работ и услуг, заключенных крупной бюджетной организацией в течение 2008–2010 гг., рассматриваются факторы, влияющие на снижение цен на торгах, задержки в осуществлении поставок, а также проблемы при исполнении обязательств по заключенным контрактам. Проведенный анализ показал, что снижение цен на торгах прямо зависело от числа заявок, допущенных к рассмотрению конкурсными ко- миссиями. Снижение цен чаще происходило при закупках доверительных и экспериментальных благ (в сравнении с инспекционными благами), а также при заключении госконтрактов на выполнение работ. Вместе с тем цены существенно реже снижались в ходе аукционов (в сравнении с закупками через котировки и конкурсы). Задержки в осуществлении поставок имели место в 27% случаев и чаще возникали при закупках экспериментальных благ, а также были свойственны для крупных закупок и госконтрактов, исполняемых в течение I–III кварталов текущего года. Более серьезные проблемы в исполнении обязательств, чреватые полным срывом поставок, были характерны для госконтрактов, завершающихся в IV квартале. В целом риски срыва поставок были зафиксированы лишь для 5% закупок по конкурентным процедурам, однако на соответствующие контракты приходилась почти половина всего объема закупок данной бюджетной организации в 2008–2010 гг. На основе проведенного анализа в работе сформулированы рекомендации по совершенствованию системы госзакупок.
Добавлено: 23 июля 2012
Препринт
Радаев В. В. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2009. № 03.
Острые проблемы современного российского ритейла рассматриваются с позиций экономико­социологической теории властной асимметрии в рыночном обмене. На основе стандартизованного опроса 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков (2007 г.) в пяти российских городах подробно проанализированы многочисленные требования, предъявляемые ритейлерами к своим поставщикам, показана их обусловленность размерами фирм и сектором торговли. Протестированы регрессионные модели, объясняющие возникновение конфликтов в цепи поставок наличием ценовых и бо­нусных обязательств и характером исполнения договоров поставки.
Добавлено: 11 января 2013
Препринт
Казун А. П., Яковлев А. А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2015. № 2.
За последние десять лет в России предпринималось несколько попыток реформировать правоохранительную и судебную систему, имевших, однако, ограниченный эффект. Одной из причин этого является отсутствие «меха- низмов обратной связи» и дефицит достоверной информации о процессах, происходящих внутри правоохранитель- ных ведомств. Так называемая «палочная система отчетности» не только не позволяет получить полные данные о возможных проблемах внутри правоохранительной системы, но зачастую создает у правоохранителей стимулы к манипулированию данными и к нарушению законов. В настоящей статье мы показываем, что с точки зрения теории негативные тенденции последних лет в рос- сийской правоохранительной системе можно объяснить доминированием «дисциплинарной логики» в терминах М. Фуко. Мы рассматриваем инструменты внешней оценки качества работы правоохранительных органов, исполь- зуя для этой цели данные опроса 3317 адвокатов в 35 регионах России, а также информацию об обращениях предпринимателей с жалобами на рейдерство в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Мы показываем, что подобные индикаторы позволяют выделить «зоны неблагополучия» – регионы и ведомства, в которых ситуация в настоящее время обстоит сравнительно хуже. Таким образом, внешние сопоставительные оценки качества правоохранительной системы могли бы существенно расширить для власти и общества инфор- мацию о существующих проблемах правоприменения. Кроме того, создавая такой публичный и востребованный аналитический продукт, адвокатская корпорация и деловые ассоциации могли бы добиться большего признания со стороны общества и власти.
Добавлено: 14 июля 2015
Препринт
Kosonen R., Кеттунен Е., Котилайнен Ю. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2008. No. 05.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Шкаратан О. И., Инясевский С. А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2007. № 04.
В связи с исследованием возможностей выхода России из состояния экономической отсталости, пребывания в качестве сырьевого придатка к постиндустриальным странам, образующим ядро современной мир-системы, авторы исходят из принципа активистского восприятия трансформационных процессов в российских экономике и обществе. Такой подход предполагает новое структурирование экономики в секторальном и отраслевом разрезах с выделением ее новых сегментов вне зависимости от статистической представительности в совокупном ВВП и совокупной численности рабочей силы. С учетом отставания национальной экономики и сосредоточения основной массы экономически активного населения не только в индустриальных, но и в доиндустриальных видах занятости, необходимо создание такой дифференциации отраслей по видам экономической деятельности, которая бы давала явное представление о перспективах развития экономики, ключевых точках роста, а следовательно, и об основных акторах новой экономики. Согласно разработанной авторами классификации, новая экономика основывается на следующих секторах: услуги производителям (трансакционный сектор), сектор производства знания, сектор производства информационных технологий (средств обработки и распространения информации), сектор распространения информации и культурных услуг. Основными акторами развития новой экономики являются информациональные производители, чья инновационность и креативность являются не свидетельством их передовых позиций в традиционных видах деятельности, а естественной компонентой их функциональности.
Добавлено: 13 ноября 2012
Препринт
Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М., Ершова Н. В. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2017. № 01.
В статье на российских данных рассматриваются вопросы организации взаимодействия иностранных фирм с ключевыми национальными партнерами в странах присутствия. Выделены основные этапы и факторы эволюции двух основных для России каналов коллективных действий иностранных фирм – Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и иностранных деловых ассоциаций – на протяжении 25 лет. Проведен сравнительный анализ эффективности этих двух каналов, а также выделены факторы, способствующие повышению результативности работы ассоциаций иностранного бизнеса в современных условиях. Показано, что политические (а не общеэкономические или институциональные) факторы играют ключевую роль в объяснении меняющейся во времени эффективности коллективных усилий иностранных фирм. Накопленный в России опыт свидетельствует о том, что механизмы взаимодействия иностранного бизнеса с властью могут работать эффективно только при наличии взаимного интереса к такому взаимодействию. 
Добавлено: 22 июня 2017
Препринт
Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М., Макаров С. А. и др. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2017. № 02.
На примере Республики Татарстан (РТ) проанализирована региональная модель управления развитием, позволившая до сих пор обеспечивать сравнительно успешное экономическое и социальное развитие территории в условиях несовершенных институтов. Выделены три основных этапа эволюции этой модели в 1990–2016 гг., показаны ее потенциальные возможности, ограничения и риски. Отмечается, что ключевым фактором, отличающим РТ от большинства российских регионов, является формирование элитного консенсуса в отношении приоритетов и механизмов республиканского развития. Высокий уровень консолидации региональных элит в сочетании с относительной эффективностью республиканской системы управления, расширенными возможностями по проведению самостоятельной от федеральных властей экономической политики способствовали формированию в рамках конкретных республиканских проектов и инициатив «особого» инвестиционного климата. В статье показано, что в рамках сложившейся в регионе институциональной среды сформирован эффективный механизм запуска новых масштабных инвестиционных проектов, а также гарантий для инвесторов, готовых инвестировать в приоритетные для РТ проекты. В статье также проанализированы причины формирования в Татарстане элитного консенсуса и его проявления. На основе сравнительного анализа опыта, накопленного в ряде успешных восточноазиатских стран, делается вывод о потенциальной возможности формирования модели догоняющего развития в рамках отдельных регионов России, в которых, как в Татарстане, уже сформировались многие предпосылки такой модели, включая консенсус в отношении стратегии регионального развития, долгосрочное видение при реализации экономической политики, наличие «историй успеха» при осуществлении масштабных проектов и связанное с этим расширение управленческих полномочий региональных властей, сильная управленческая команда. Работа основана на исследовании обширного массива документальных источников и статистических данных, а также серии неформальных интервью с представителями властных и бизнес-элит РТ
Добавлено: 18 октября 2017
Препринт
Капелюшников Р. И. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2005. № 03.
Добавлено: 1 апреля 2013
Препринт
Авдашева С. Б., Долгопятова Т. Г., Пляйнес Х. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2007. № 01.
Повышение результативности корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием остается важной задачей в силу значительного (а в последние годы – даже растущего) участия государства в экономике в качестве акционера. В работе рассмотрены центральные проблемы организации выполнения государством функции собственника, снижающие эффективность корпоративного управления в российских АО с государственным участием. Обобщен опыт решения этих проблем в зарубежных странах (в первую очередь в странах ОЭСР). Приведены данные выборочных обследований предприятий, проведенных ГУ ВШЭ в 2002–2006 гг., которые характеризуют структуру собственности и специфику корпоративного управления в АО с участием государства.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Яковлев А. А., Симачев Ю., Данилов Ю. А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2010. № 02.
В данной работе проанализированы проблемы и новые вызовы для корпоративного управления, выявившиеся в контексте глобального экономического кризиса 2008–2009  гг. Показаны причины постепенного накопления неэффективности крупных корпораций, действующих на глобальных рынках. Охарактеризованы специфические особенности корпоративного управления в России накануне кризиса, общая реакция на кризис со стороны фирм (модели поведения) и со стороны правительства (направленность антикризисных мер). Подробно рассмотрены действия фирм и правительства в сфере корпоративного управления, предпринятые в ответ на кризис. В Ззаключении сформулированы рекомендации для экономической политики.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Авдашева С. Б., Голикова В. В., Долгопятова Т. Г. и др. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2005. № 09.
Обзор литературы, посвященной развитию интегрированных структур как важной форме организации российской промышленности, выполнен в рамках проекта «Интеграционные процессы в корпоративном секторе: стимулы, формы, экономические последствия» (2005—2006), поддержанного Московским общественным научным фондом (поддержка данного проекта была осуществлена Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию США (USAID). Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения Агентства США по Международному развитию или Московского общественного научного фонда. Работа не только обобщает результаты исследований, актуальных для анализа интеграционных процессов в российской промышленности, но и ставит вопросы, на которые в современной российской литературе ответы еще не получены. Развитие бизнес-групп отражает процесс пересмотра границ фирмы в переходной экономике. С точки зрения развития корпоративного управления, бизнес-группы являются одним из способов преодоления модели инсайдерской собственности на российских предприятиях. В рамках бизнес-групп активнее происходит модернизация предприятий, существуют свидетельства более существенного повышения эффективности использования ресурсов по сравнению с промышленностью в целом. Отношения бизнес-групп с государством в течение последних нескольких лет прошли несколько этапов, специфическая роль государства в создании и развитии бизнес-групп постепенно снижалась. Неоднозначно воздействие формирования бизнес-групп на конкуренцию: хотя при прочих равных повышение рыночной концентрации сопровождается ростом рыночной власти, тем не менее, в ряде случаев бизнес-группы можно рассматривать не как препятствие, а как результат усиления конкуренции на российских рынках.
Добавлено: 1 апреля 2013
Препринт
Смирнов С. Н., Симачев Ю. В., Засимова Л. С. и др. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2005. № 06.
В работе представлены результаты, полученные в ходе разработки исследовательского проекта «Анализ механизмов повышения конкурентоспособности экономики регионов». Основная цель проекта состояла в определении факторов, которые влияют на уровень конкурентоспособности экономики регионов (прежде всего, на уровне субъектов Российской Федерации), а также возможностей использования механизмов, воздействующих на эти факторы, региональными и местными администрациями в целях повышения конкурентоспособности региональных экономик. В работе раскрыто содержание понятия «конкурентоспособность экономики региона», проведен анализ имеющихся в государственной статистической отчетности показателей для оценки конкурентоспособности экономики региона, исследованы факторы ее формирования и определены меры государственного воздействия на них, изучены связи в системе «конкурентоспособное предприятие — конкурентоспособный регион», определены возможности реализации государственной экономической политики, основанной на создании в регионах (региональных кластерах) конкурентоспособной экономики на базе конкурентоспособных субъектов экономической деятельности, рассмотрены механизмы экономической политики, способствующие повышению конкурентоспособности экономики регионов.
Добавлено: 1 апреля 2013