• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Некоммерческий сектор на рынке социальных услуг: к чему ведут полумеры либерализации социальной сферы в России (опыт Санкт-Петербурга)

Многочисленные реформы, инициированные федеральным правительством в начале 2000-х годов (реформы бюджетной и пенсионной системы, административная и бюджетная реформы) имеют своей целью пересмотр принципов управления социальной сферой и являются яркими показателями трансформации социального государства в России. Эти преобразования подразумевают пересмотр существующего распределения обязательств между государством, рынком и обществом по решению социальных задач. Российские преобразования удовлетворяют двум основным критериям трансформации социального государства – (1) изменение роли государства в социальной сфере от монопольного поставщика социальных услуг к модератору рыночных механизмов и (2) трансформация роли граждан, которые разделяют часть социальных обязательств и становятся покупателями услуг. Согласно теории социального государства, производителем «общего блага» (в частности, социальных услуг) являются не только правительство, но также рынок, семья и объединения граждан. Роль последних становится все более заметной в странах Западной Европы и требует концептуального осмысления, в том числе, в рамках теории трансформации социального государства. В фокусе данной работы – анализ политических мер по вовлечению некоммерческих организаций в сферу производства социальных услуг.