• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Цивилизационные основания общества и социальная структура

Черныш М. Ф.
В статье ставится вопрос о применимости и возможных значениях концепта «цивилизации». Одним из тех, кто активно его использовал, был Арнольд Тойнби, рассматривавший цивилизации как продукт определенной окружающей среды. В разных ландшафтах сообщества людей находили наиболее пригодные для них способы выживания, что создавало предпосылки для возникновения специфических цивилизационных культур. Одним из наиболее изучаемых типов социальной структуры, детерминируемых культурой, были индийские касты. Касты изучались в работах Макса Вебера, определявших их как статусную структуру. Кастовая структура анализировалась и в работах французских социологов, в частности Селестен Бугле, рассматривавших касты как исторически сложившуюся профессиональную структуру, закрепляемую в культурных кодах. Возможные варианты эволюции культурных маркеров неравенства изучались в работах Боке, объектом которого становились архаичные общества колонизируемых Западом государств Азии. Результаты исследований позволяют выделить среди цивилизаций сильные и слабые. В сильных цивилизациях культурные детерминанты неравенства также сильны. В слабых цивилизациях социальная структура изменяется в зависимости от конфигурации социальных сил, включая государственную политику. В настоящее время Россия относится к числу слабых цивилизаций, в которых цивилизационные культурные образцы не имеют серьезного влияния на формы и масштабы неравенства.