• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics

Наше исследование посвящено обсуждению связи академического контекста, индивидуальных достижений и представления школьников о своих способностях по математике. Известно, что академический успех сверстников положительно влияет на достижения всех членов группы. В то же время, доказано, что представление школьников о своих способностях ухудшается, если они окружены успешными сверстниками, т.к. индивиды формируют представление о себе на основе сравнения с окружающими. Учащиеся со средней успеваемостью чувствуют себя увереннее в своих силах в окружении слабо успевающих сверстников (эффект большой рыбки в маленьком пруду (BFLPE), открытый H.Marsh). С другой стороны, престиж школы (в представлении учеников и родителей) прибавляет к уверенности учащихся в себе, т.к. индивиды склонны «разделять» славу других (т.н. эффект «воспринимаемой славы»). Мы проверяем два из описанных выше эффектов – BFLPE и эффект «воспринимаемой славы». Мы полагаем, что оба эффекта сильнее выражены в странах со стратифицированной образовательной системой, где существует более явная разница между успевающими и неуспевающими учениками, а школы ранжируются по престижу. Мы сравниваем взаимодействие академического контекста, успеваемости и представления о своих возможностях по математике в стратифицированных (Россия и Чехия) и нестратифицированных (Норвегия и Швеция) образовательных системах на основе базы TIMSS’07, используя HLM7. Наше исследование продемонстрировало (1) отсутствие эффекта большой рыбки в маленьком пруду для всех четырех стран, т.е. достижения группы положительно связаны с индивидуальным представлением учащегося о своих способностях; (2) наличие эффекта «воспринимаемой славы» только в стратифицированных образовательных системах; (3) больший положительный эффект обучения в лучших школах для неуспевающих учащихся.