• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России

Денисова И. А., Карцева М. А.
Вопрос о том, общие или специальные знания наиболее востребованы современным рынком труда, в последние годы находится в поле зрения многих исследователей. Экономический рост двух последних десятилетий в развитых странах был связан прежде всего с изменениями технологии, либерализацией торговли и возникновением новых организационных форм. Стремительность технологических изменений приветствует и, значит, поощряет способности к быстрой адаптации к новым технологиям. Организационные изменения в экономиках развитых стран — появление неиерархических фирм, полагающихся преимущественно на горизонтальные связи между работниками и диверсификацию задач, — также требуют разнообразия навыков, и тем самым поощряют тех, кто ими обладает. Такого рода гибкость и подвижность в значительной степени прививается в процессе получения общих знаний и навыков. Исследование отдачи на общее и специальное образование представляет особый интерес в России и других странах переходного периода, поскольку перед ними стоит задача повышения уровня технологического прогресса и перехода от плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что исследования изменения отдачи на уровень образования с учетом специализации практически не проводились. В работе оценивается отдача — в терминах надбавки к заработной плате и стабильности занятости — на диплом по группам специальностей (педагогическим, экономическим, техническим, гуманитарным и медицинским) на основе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения (РМЭЗ). В ходе исследования было выявлено, что внутри заданного уровня образования наблюдается существенная вариация отдачи на специализацию образования. Работа демонстрирует положительную оценку современным рынком труда среднего и высшего профессионального образования в области технических знаний как для мужчин, так и для женщин. Год получения диплома оказался статистически незначим, и поэтому нельзя утверждать, что «старые» дипломы систематически хуже «новых», или наоборот.