• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Профессора и бюрократы: парадоксы университетской автономии в России первой половины XIX века

Вишленкова Е. А., Галиуллина Р. Х.

В данной статье реконструирована история университетской автономии в России первой половины XIX века — времени становления отечественного университетского образования. Исследование основывается на опубликованных эго-документах и делопроизводственной документации, извлеченной из фонда министерства народного просвещения Российского государственного исторического архива, фонда Казанского университета Национального архива Республики Татарстан и Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета, фонда Московского университета Центрального исторического архива города Москвы. Собранный комплекс источников позволил выявить три сменившие друг друга формы адаптации западной университетской идеи: 1) внешнее воспроизведение норм корпоративной самоорганизации в 1800–1810-е годы; 2) диктатура правительственных попечителей, добивавшихся соединения в университетах религиозного воспитания с научным образованием (середина 1810–1820-х годов); 3) создание модели «русского университета» как государственного учреждения с отчужденным от академической жизни бюрократическим аппаратом управления (1830–1850-е годы).