Препринт
«Духовное» и «политическое» «ядра» «локальной цивилизации» и их столкновение в истории России
Вводятся понятия «политического» и «духовного» «ядра», с помощью которых дается определение понятия «локальной цивилизации» – одного из центральных в создаваемой согласованной системе понятий, необходимых для описания таких сложных социально-исторических явлений, как ЕС, составляющие ее национальные государства, США, Россия, а также процессов их развития и взаимодействия в условиях глобализации. «Политическое ядро» задает базовые принципы, лежащие в основе отношений в обществе. «Политическое ядро» менее специфично и менее динамично, чем «духовное». Но именно неизменность первого и его конфликт со вторым обуславливает циклы российской истории и трудность выхода из «порочного круга», варианты которого обсуждаются. «Духовное ядро» представляет собой совокупность базовых смыслов, включающих смыслы жизни индивида, идеалы, высшие ценности, оно принадлежит связанной с образованием высокой культуре (а не массовому быту, связываемому с «ментальностью»), идущей от верхних слоев общества. Рассмотрен процесс этической индивидуализации-идеализации «смысла жизни» и связанное с ним появление «мировых» религий и философий, с одной стороны, и трех основных форм индивидуализации смыслов жизни – с другой (на материале истории древнего Средиземноморья). Рассмотрена связь «мировой религии» и «локальной цивилизации» и показано, что во вся-
ком случае на Западе (и в России) ведущими являются светские, а не религиозные составляющие. Последнее говорит о том, что степень связи религии и «локальной цивилизации» у Тойнби, Хантингтона и их последователей сильно преувеличена.
В статье представлена концепция нового формата дисциплины "Обществознание" для старшей школы. Отмечается, что традиционный "сферный" подход, сформулированный в середине 90-х гг. ХХ века, исчерпал себя и школьников необходимо давать знания о современном обществе, т.е. о глобальном мире и месте России в этой новой реальности.
Предлагаемое пособие построено по принципу конструктора, помогающего учителю создать собственное занятие, использовать материалы для проведения лекции, организации работы в группе, обсуждения острых проблем общественной жизни, анализа документов, работы с понятийным аппаратом.
The study aimed to analyze the EU contribution towards defining the G8 priorities and values as well as implementation within the G8 the main global governance functions: domestic political governance, deliberation, direction setting, decision making, delivery and global governance development. A specialized data base was formed, comprised of documents of both institutions. The programme allowed to undertake a quantitative and qualitative analysis of the evidence base. The content analysis of the documents focused on priorities, values and commitments shared by the G8 and the EU and specific to each institution, on the basis of search, accounting and comparison of the number of documents, references and symbols and their distribution by priorities and functions in accordance with functional analysis methodology.
В статье проводится анализ процесса строительства единого рынка электроэнергии в Европейском союзе, рассматриваются наднациональные инициативы по созданию и объединению конкурентных рынков электроэнергии государств-членов Евросоюза, а также раскрываются основные трудности, с которыми сталкиваются наднациональные органы, государства-члены и электроэнергетические компании Евросоюза в рамках строительства единого рынка электроэнергии.
Слияния и поглощения продолжают оставаться постоянно реформирующейся сферой экономической деятельности. В связи с этим, актуальность исследования правового регулирования процессов, возникающих в секторе M&A, на данный момент остается. Особенно научные разработки в сфере слияний и поглощений своевременны для отечественного законодательства, где данное поле пока несовершенно в правовом плане. В статье предприняты попытки классифицировать понятия слияния, поглощения, приобретения, а так же проведен сравнительный анализ между правовым регулированием данного вопроса в США, России и Европейском Союзе.
В статье представлены результаты реализации программы ЕС «Образование и подготовка 2010» за прошедший двухлетний период; анализируются особенности ее реализации на общеевропейском и национальном уровнях; дальнейшие политические шаги и перспективы по достижению главных приоритетов развития системы образования и подготовки в Европе в преддверии 2010 года и после его наступления. Как отмечается в итоговом докладе за 2008 г., страны-члены ЕС в целом смогли обеспечить положительные результаты хода реализации программы «Образование и подготовка 2010» в очередной двухлетний период. В то же время, по оценкам экспертов, прогресс, достигаемый по различным направлениям отдельными странами, не свидетельствует о повсеместности положительных изменений в общеевропейском контексте. Действия стран в реализации целей программы, следовательно, в будущем должны быть усилены и получить дополнительные импульсы. В статье делается попытка ответить на вопросы: какие направления программы получили положительное развитие за рассматриваемый период, а по каким прогресс до сих пор остается не удовлетворительным? Насколько результативны действия отдельных стран? И какова страновая специфика реализации целей программы «Образование и подготовка 2010»? А также, насколько достижимым является приоритет развития обучения в течение всей жизни в Европе, и возможно ли создание благоприятных условий для развития знаний, креативного и инновационного развития на общеевропейском уровне?
В данном выпуске альманаха публикуются научные исследования ученых различных направлений, значительная часть которых была представлена на Всероссийской научной конференции «Альтернативы человеческого развития в условиях технологической революции», проведенной в городах Саратове и Москве в конце октября 2019 г.
Рассматриваются следующие проблемы:
Рост населения Европейского союза. Старение населения. Миграция - основной фактор роста населения ЕС-27. Рождаемость, опустившись до крайне низкого уровня, понемногу растет, продолжая "стареть". Продолжительность жизни увеличивается, здоровье улучшается. В населении Европейского союза растет доля мигрантов. Приложения. Федеральные округа и входящие в них субъекты Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. Некоторые демографические показатели по странам ЕС-27.
Современный мир - мир глобальный, в котором все традиционные сферы человеческой жизнедеятельности приобретают новые свойства. При этом остаются неизменными их состав, структура общественной системы. Неизменной остается и природа человеческих мотивов, устремлений и посиков. Всем этим вопросам посвящена данная книга, адресованная преподавателям истории и обществознания в старших классах, а так же всем, кто хочет понять, какие возможности и опасности для человека таит в себе новый глобальный мир.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.