• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация

Капелюшников Р. И., Дёмина Н. В.
В работе впервые в отечественной экономической и социологической литературе предпринимается попытка представить обобщенную картину потребления культурных благ в России с использованием микроданных представительных обследований домохозяйств. Эмпирической базой анализа служат результаты Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ) Росстата за 2011–2018 гг., которые до сих пор оставались вне поля зрения исследователей. Выделяются четыре основных вида культурных благ – кино, театр, концерты и музеи — и для каждого из них оцениваются вероятность и регулярность его потребления. Анализ показывает, что в настоящее время в России примерно каждый второй взрослый индивид в течение года оказывается охвачен той или иной формой культурной активности. Наибольшей популярностью пользуется кино, затем идут концерты, а после них театр и музеи. Постоянная аудитория составляет примерно пятую часть общего числа зрителей/слушателей. Центральное место в работе занимает анализ вклада различных факторов в формирование спроса на культурные блага. Рассматривается широкий круг индивидуальных характеристик, таких как пол, брачный статус, возраст, размер домохозяйства, состояние здоровья, размер населенного пункта, статус на рынке труда, образование, профессиональная принадлежность, уровень дохода, продолжительность рабочего времени, территориальная доступность объектов культуры и некоторые другие. Особое внимание уделяется вопросу о взаимосвязи различных форм культурной активности друг с другом. В эконометрической части работы для вероятностей потребления культурных благ используется стандартная, а для показателей интенсивности их потребления – мультиномиальная логитмодель. Анализ выявляет две группы факторов, вносящих наибольший вклад в формирование спроса на культурные блага: с одной стороны, экономических (таких как доход), а с другой – культурных (таких как образование, профессиональный статус, опыт работы в сети Интернет). В частности, в российских условиях прослеживается четкая эмпирическая закономерность: чем выше доход индивидов, тем активнее они ведут себя в сфере культуры. Экономически наиболее успешные группы ходят в кино в 2,5 раза чаще, в театры – в 7 раз чаще, на концерты – в 2 раза чаще и в музеи — в 6 раз чаще, чем экономически наименее успешные.