• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Teachers’ beliefs about student diversity: exclusive and inclusive models

В работе представлены результаты эмпирического анализа двух фундаментально различных моделей представлений учителей математики относительно способностей учащихся в основной школе в России: эксклюзивной и инклюзивной. Представления учителей играют важную роль в процессе обучения, и являются линзами, через которые принимаются все педагогические решения. Однако представления учителей могут быть искажены из-за существующих стереотипов о связи между характеристиками учеников и их способностях к предмету. Особенно важную роль представления учителей играют в случае использования дифференцированного подхода, так как являются ключевым инструментом для распределения учеников по группам. В настоящем исследовании был использован глубинный анализ интервью с целью поиска ответов на следующие вопросы: какие критерии используют учителя для категоризации учащихся и каковы ожидания учителей к каждой сформированной группе. В результате было показано, что в рамках эксклюзивной модели учителя опираются на образ «нормального» ученика при выстраивании стратегий работы, а также используют дискретные категории для стигматизации учеников  с отсылкой к понятию «нормальность». В рамках инклюзивной модели учителя не склоны противопоставлять учащихся с помощью дискретных категорий, скорее они предпочитают сравнивать ученика только с ним самим. Результаты исследования обсуждаются в контексте возможного «эффекта фиксации» ученического развития в зависимости от представлений учителей.