Препринт
Роль лидера в условиях внедрения систем управления по результатам в публичном секторе
В данной статье история университетских изданий рассматривается как история практик государственного управления, корпоративной саморегуляции, профессиональной самоорганизации и нормализации разных сфер университетской жизни. Исследование проведено на основе делопроизводственных документов, сохранившихся в архивах Московского и Казанского университетов, а также в Министерстве народного просвещения и отделах рукописей. Эти документы зафиксировали намерения издателей, обстоятельства и условия выхода университетских газет и журналов первой половины XIX века. Еще один комплекс источников образуют редакционные статьи и научные публикации университетских изданий. Авторам удалось проследить, как журнальная политика власти и инициативы профессоров влияли на конфигурацию университетского сообщества, установившиеся в нем иерархии и критерии оценок, как стимулировали научную конкуренцию и развитие репутационного сознания.
Структурно пособие включает 21 раздел. В первых 16 разделах представлено краткое содержание изучаемых тем, таких как: понятие, сущность и содержание менеджмента; основные подходы к изучению истории менеджмента; системный и процессный подходы к управлению; основы стратегического и кадрового менеджмента и т.д. По каждой теме даны: основное содержание темы, вопросы для семинарских занятий, темы рефератов и практические задания. Разделы 17, 18 и 19 включают задания итогового контроля: тематику курсовых и дипломных работ, вопросы к экзамену и итоговый тест. Раздел 20 содержит список рекомендуемой литературы и Интернет-источников. В разделе 21 даны методические рекомендации по самостоятельной работе студентов. Данная методическая разработка может быть использована для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения.
Настоящая статья подготовлена по результатам эмпирического исследования содержательных аспектов самоидентификации жителей городов Сибирского федерального округа в качестве представителей единого региона. При этом рассматривались представления, сформировавшиеся не вокруг нового административно-территориального деления России на округа, но вокруг Сибири как более традиционного, широкого, но и в то же время неоднозначно трактуемого понятия.
Статья посвящена исторической преемственности в государственном управлении. Рассмотрены вопросы существующих аналогий в формировании системы и структуры органов исполнительной власти в России. Особое внимание уделено сочетанию отраслевого и функционального подходов к организации органов власти на разных исторических этапах. В контексте презумпции «идеально единого правительства» затрагиваются вопросы соотношения полномочий монарха и министров Российской империи и Президента и министерств Российской Федерации.
Методическая разработка содержит примерную тематику курса «Менеджмент», планы семинарских занятий, практические задания и тесты, перечень основной литературы и дополнительных источников по курсу, а также рекомендуемые темы для самостоятельного изучения студентами. Данная методическая разработка может быть использована для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения.
Основная цель статьи - подтверждение причинно-следственной связи и получение количественной оценки зависимости между уровнем качества институтов и динамикой их развития, с одной стороны, и темпами роста ВВП - с другой. Анализ проводился на основе межстрановых сопоставлений за 2001- 2009 гг. Результаты исследования подтверждают, что эффективность государственного управления и качество государственных институтов оказывают влияние на рост ВВП. Хотя количественная оценка этого влияния может показаться сравнительно небольшой, однако накопленное за несколько лет отставание в экономическом развитии, вызванное только разницей в качестве институтов и управления, может оказаться весьма значимым. Кроме того, резкое повышение качества институтов дает более существенную, правда, кратковременную добавку к темпам экономического роста.
В современном мире лидерство является одним из самых интересных феноменов общественной жизни. Каждый человек позиционирует себя либо как лидер (управляющий), либо как ведомый. Особенно ярко это выражается в молодежной среде, так как именно в этом возрасте окончательно формируется характер и темперамент человека, которые влияют на проявление его лидерских качеств. Важность и актуальность изучения феномена лидерства обусловливается возможностями его влияния на развитие личности, а формирование активной жизненной позиции предполагает оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций. [1]
Феномен лидерства также важен и для таких муниципальных структур как высшие учебные заведения. Остановимся подробнее на Высшей школе экономики – Нижний Новгород – вузе, с ярко выраженной индивидуальностью, с набором черт, которые определяют его уникальность. Университет позиционирует себя как лидер среди социально – экономического направления в образовании, являясь единственным в этой области Национальным исследовательским университетом.
С марта по октябрь 2012 года проводилось исследование, количество респондентов - 302 человека.
Цель исследования: определить, соответствует ли в молодежной среде НИУ ВШЭ - Нижний Новгород самоидентификация человека как лидера действительности.
Задачи исследования:
выявить гендерный, возрастной аспекты лидерства; проанализировать взаимодействие мужчин и женщин в группах; рассмотреть влияние физического местоположения человека, тембра и громкости его голоса на проявление лидерских качеств и способностей.Объектом исследования являлись студенты и абитуриенты, обучающиеся в центре довузовской подготовки, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород в возрасте от 18 до 23 лет; предметом – различие между самоидентификацией лидера и мнением группы.
[1] Carter, L. Leadership and Small Group Behavior Text. / L. Carter // Group Relations at the Crossroads. N. Y., 2008. - P. 252-262.
Статья посвящена проблеме формирования кадровой политики в государственном управлении. Показаны основные тенденции развития, проблемы и принципы реализации кадровой политики. Особое внимание уделяется вопросам формирования гражданской и профессиональной идентичности работников органов госуправления. На примере реализации кадровой политики в деятельности органов управления Вологодской области показаны некоторые эффективные способы решения проблем работы с кадрами в органах государственного и муниципального управления.
Децентрализация — это передача значимых полномочий нижестоящим уровням власти. Неоднозначность этого процесса явно или скрыто подчеркивается всеми исследователями. В то же время децентрализация — один из доминирующих политических процессов, происходящих в области государственного управления. Несмотря на все оговорки и предостережения, все больше развитых и развивающихся государств присоединяются к этой вере, подталкиваемые символическими и материальными стимулами со стороны таких значимых акторов, как Мировой банк и Европейский союз. Однако наблюдение за политической практикой показывает, что этот термин охватывает самые разные аспекты взаимоотношений между уровнями власти. В одном случае субнациональные правительства реализуют меры, разработанные общенациональным центром на деньги, которые передаются в региональные бюджеты через систему финансовых трансфертов. В другом случае региональные правительства самостоятельно разрабатывают тот или иной курс, а затем реализуют его, опираясь на собственные источники доходов. В одних странах все больший объем полномочий передается на уровень регионов, ранее необходимых лишь для контроля над муниципалитетами, и в то же время глава регионального правительства все так же назначается центром. В других же странах выборы на субнациональном уровне по своей значимости соперничают с общенациональным электоральным процессом, в то время как региональные лидеры заявляют о централизации страны и значительном сужении сферы собственной компетенции. Какое же из этих государств можно назвать децентрализованным? И какие процессы описывает термин «децентрализация»? Почему современные государства так активно децентрализуют управление страной? И какие препятствия встречаются на их пути?
Методическая разработка содержит примерную тематику курса «Стратегический менеджмент», планы семинарских занятий, практические задания и тесты, перечень основной литературы и дополнительных источников по курсу, а также рекомендуемые темы для самостоятельного изучения студентами. Данная методическая разработка может быть использована для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.