Препринт
Images of the Past in British Popular Music of the 1960s: ‘Relevant History’ of the Kinks
Из привычной для философии онтологической категории время в текстах Арендт превращается в метод осмысления. В основе этого «превращения» - переосмысление терминологии времени Августина. Данная статья посвящена выявлению наследия мысли Августина о понятии времени в философии Х. Арендт. В ней рассмотрены механизмы применения августиновской терминологии времени в работах мыслительницы, а именно – понятий «hodiernus», «natalis» и определения времени посредством категорий «прошлое», «будущеее» и «настоящее».
В данной статье рассматриваются различные пути реконструкции образа прошлого: от целенаправленного переосмысления личностью опыта до искажения воспоминаний под воздействием настоящего момента. Обсуждается влияние ряда факторов на работу памяти индивида по реконструкции прошлого.
Автор рассматривает непростые отношения между философией и популярной культурой. Сформулировав три установки работы с популярной культурой (левокритическая, правокритическая и левообъективистская), автор предлагает термин «перекресток», чтобы показать точку соприкосновения популярной культуры и философии на протяжении эволюции философии культуры и социальной теории в ХХ столетии. Этим «перекрестком» оказывается постмодернизм в том виде, в котором о нем стал рассуждать американский философ-марксист Фредрик Джеймисон, который придумал распространить его на всю культуру, растворившуюся в 1970-х годах в экономике. Именно он впервые высказал тезис, что и высокая и популярная культура представляют собой единое пространство. Анализируя подход Джеймисона, автор показывает, к чему привел синтез философии постмодерна и популярной культуры. Признав популярную культуру легитимной, а ее состояние «постмодернистским», социальные философы стали развивать идею об экспансии культуры на социальную сферу. Автор подчеркивает мысль о том, что начало XXI столетия ознаменовалось всплеском философского интереса к теме популярной культуры.
Не так давно телевизионные сериалы в иерархии художественных ценностей занимали низшее положение: их просмотр был всего лишь способом убить время. Сегодня «качественное телевидение», совершив титанический скачок, стало значимым феноменом актуальной культуры. Современные сериалы — от ромкома до хоррора — создают собственное информационное поле и обрастают фанатской базой, которой может похвастать не всякая кинофраншиза. Самые любопытные продукты новейшего «малого экрана» анализирует философ и культуролог Александр Павлов, стремясь исследовать эстетические и социально-философские следствия «сериального взрыва» и понять, какие сериалы накрепко осядут в нашем сознании и повлияют на облик культуры в будущем.
Russian rock music of the 1980s - 2000s by the opinion of many scholars has become a phenomenon largely formed by the religious interests of its creators. For example, the fascination of one of the classics of Russian rock Boris Grebenshikov for Buddhism, Christianity and Hinduism is well known. But scholars rarely raise the question not about religious, but about esoteric influences in the works of Russian rockers. In the paper, we plan to review key influences of the esoteric teachings on the formation of Russian rock music of the turn of the century. This overview will examine in details the works of bands Va-Bank, Nautilus Pompilius, the Orgy of the righteous, Rada and Ternovnik, Civil defense and performers Sergei Kuryokhin, Vasily Shumov, Psoy Korolenko. It is possible to highlight several key questions that are important to the review: which of the representatives of Western esotericism inspired Russian musicians; what images, teachings, theories they used in their music and songs; how conscious was their appeal to esotericism; was it a tribute to fashion, artistic technique or an expression of personal opinion. The answers to these questions will help to reveal the specific nature of the influence of Western esotericism on the Russian rock and to show its originality or maybe even its uniqueness.
Изложены результаты контент-анализа учебников для старшей ступени среднего образования по предметам социально-гуманитарного цикла. Использовалась типология ценностей Ш. Шварца, состоящая из двух ценностных осей: «сохранение — открытость изменениям» и «самоутверждение — забота о людях и природе». Установлена ценностная специализация разных предметов, проанализированы значения ценностных категорий, свойственные каждому предмету. Ценностные приоритеты учебной программы сопоставлены с данными массовых опросов о ценностях россиян.
Книга об истории медиа и некоторых новейших трендах - использовании экранов в оперном театре, феномене экранного эссеизма, изменении работы камеры в артхаусном кино. Также речь идет о подходах к изучению предмета - антропологии медиа, анализе популярной культуры.
В статье анализируется исторический контекст всплеска антиматерных крестьянских видений, имевшего место в Верхотурском уезде в 1687 - 1691 гг. Большинство видений включали в себя появление Богородицы, дававшей ясновидцу те или иные поучения, срели которых чаще всего присутствовал запрет на использование матерной брани. Эти видения стали для воеводы Г.Ф. Нарышкина поводом для введения штрафа за матерную брань, однако в 1689 г. это распоряжение было отменено. В статье оспаривается существующее мнение, что видения были инсценированы представителями местной администрации с целью получения новой статьи дохода. В приложении публикуются зафиксированные в документах крестьянские рассказы о видениях.
-
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.