• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Как повысить эффективность государственного регулирования: адвокаты и предприниматели как источник информации о качестве правоохранительной системы в России

За последние десять лет в России предпринималось несколько попыток реформировать правоохранительную и судебную систему, имевших, однако, ограниченный эффект. Одной из причин этого является отсутствие «меха- низмов обратной связи» и дефицит достоверной информации о процессах, происходящих внутри правоохранитель- ных ведомств. Так называемая «палочная система отчетности» не только не позволяет получить полные данные о возможных проблемах внутри правоохранительной системы, но зачастую создает у правоохранителей стимулы к манипулированию данными и к нарушению законов. В настоящей статье мы показываем, что с точки зрения теории негативные тенденции последних лет в рос- сийской правоохранительной системе можно объяснить доминированием «дисциплинарной логики» в терминах М. Фуко. Мы рассматриваем инструменты внешней оценки качества работы правоохранительных органов, исполь- зуя для этой цели данные опроса 3317 адвокатов в 35 регионах России, а также информацию об обращениях предпринимателей с жалобами на рейдерство в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Мы показываем, что подобные индикаторы позволяют выделить «зоны неблагополучия» – регионы и ведомства, в которых ситуация в настоящее время обстоит сравнительно хуже. Таким образом, внешние сопоставительные оценки качества правоохранительной системы могли бы существенно расширить для власти и общества инфор- мацию о существующих проблемах правоприменения. Кроме того, создавая такой публичный и востребованный аналитический продукт, адвокатская корпорация и деловые ассоциации могли бы добиться большего признания со стороны общества и власти.