• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения

Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В.
В работе представлены результаты исследования удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Источником информации являются данные двух социологических опросов взрослого (16 лет и старше) населения России, проведенных в 2013–2014 гг. Население в целом положительно оценивает изменения в работе больниц и поликлиник, но оценки тех, кто обращается за медицинской помощью и больше в ней нуждается, сдержаннее. Основная часть российских пациентов получает медицинскую помощь бесплатно, но не менее 80% во всех слоях населения уверены в том, что в случае болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме. Четыре пятых пациентов выразили удовлетворение качеством полученной амбулаторной, скорой и стационарной помощи. Еще более высоким является уровень удовлетворенности проведенными диагностическими обследованиями и самым высоким – уровень удовлетворенности стоматологической помощью. Однако сравнение данных опросов 2013 г. и 2014 г. с данными опроса населения, проведенного Росздравнадзором в 2008 г., показывает тенденцию медленного снижения удовлетворенности качеством амбулаторной и стационарной медицинской помощи. Впервые выявлено отношение граждан к дилемме проводимой реструктуризации системы ока- зания медицинской помощи: доступность vs качество. Большая часть населения готова согласиться с некоторым ухудшением территориальной доступности медицинской помощи ради улучшения ее качества. Получены данные о влиянии конкуренции на качество медицинского обслуживания: доля респондентов, удовлетворенных качеством оказанной помощи и желающих повторно обратиться в ту же медицинскую организацию, отрицательно коррелирует с долей респондентов, указавших на отсутствие альтернативных медицинских организаций.