Препринт
“Suicide And Love” In Boris Pasternak’s Ideology: The New Discovered Letter
Роман «Доктор Живаго», напечатанный впервые в 1957, вызвал не прекращающиеся и сегодня споры и стал объектом множества научных исследований (К. Барнс, С. Витт, П.А. Бодин, Б. Гаспаров, П.А. Йенсен, А. Лавров, М. Окутюрье, О. Раевская-Хьюз, И. Смирнов, Л. Флейшман, Ю. Щеглов, А. Хан и мн.др.). С одной стороны, предметом критических и исследовательских несогласий становятся вопросы об отношении Бориса Пастернака (основанном на его религиозной историософии) к изображенным им событиям, людям и положениям. С другой стороны, объектом дискуссий являются особенности поэтики и прежде всего жанровой принадлежности романа, законы организации романного времени и проблемы прототипов центральных персонажей. Мы пришли к выводу, что выбор жанра (который мы определяем как исторический роман нового типа) был для Пастернака принципиальным и определил всю романную поэтику. Как мы демонстрируем, автор продолжает вальтер-скоттовскую традицию, от которой отказались современные ему советские писатели, описывавшие русскую историю ХХ в. Приступая к работе над романом, Пастернак неоднократно подчеркивал, что хочет запечатлеть ход русской истории первой половины ХХ в. – «сорокапятилетия», как он несколько раз именовал эту эпоху в письмах. В диссертации показаны поиски способа творческого воплощения событий современности и конечный выбор «вальтер- скоттовской» традиции исторического романа для «Доктора Живаго». Соответственно в произведении прослежены отчетливые рефлексы «Повести о двух городах» Ч. Диккенса, «Капитанской дочки» и «Дубровского» А. Пушкина, «Войны мира» Л. Толстого и резкая полемика с историческими опытами современной автору советской прозы и идеологизированной советской историографии. Отдельно рассматривается, какие именно события, обстоятельства и имена Пастернак считает нужным включить в повествование, тем самым предлагая свою версию иерархии явлений описанных десятилетий. В диссертации демонстрируется, что в «Докторе Живаго» история представлена одновременно как сила, организующая действия людей и формирующая их характеры и мировоззрение, как череда событий, которые осмысляются и оцениваются героями, наконец, как неотменяемый закон человеческого существования, восстанавливаемый усилиями творчества, стихами Юрия Живаго. В основе поэзии Живаго лежат представления его дяди – философа Веденяпина, определяющего историю, как часть христианской картины мира. Центральное место этих персонажей в романе определяет характер прототипической техники Пастернака, совмещающего в героях взгляды, черты и обстоятельства судеб разных современников (А. Белого, А. Блока, Д. Самарина, самого автора и др.). Нами предложено объяснение многочисленных анахронизмов, которые становятся средством передачи законов послереволюционного времени (1917 – 1943), «выпавшего» из истории. Одновременно показано, как в завершающих роман «Эпилоге» и «Стихотворениях Юрия Живаго» историческое время восстанавливается. Настоящая диссертация может быть определена как междисциплинарная. В работе используются методы историко-литературного, интертекстуального анализа, текст рассматривается в контексте социальных, культурных и исторических явлений России первой половины ХХ века.
Сборник содержит статьи и публикации о творчестве Бориса Пастернака, написанные в разное время как отечественными, так и зарубежными исследователями, как начинающими учеными, так и работающим много лет над изучением творчества Бориса Пастернка. Большинство работ публикуется вервые. Представлены вновь открытые документы.
Работа посвящена исследованию эволюции особенностей рифм клаузул в лирике Б. Пастернака. Показано, на какие периоды творчества приходятся максимум и минимум разнообразия типов клаузул и форм рифмовки. Описаны основные тенденции этого явления в поэзии Пастернака.
Отношение О. Мандельштама к революции начало складываться очень рано, в 12-13 летнем возрасте, когда он еще был учеником Тенишевского училища в Санкт-Петербурге. "Главной" его революцией стала именно Первая русская революция 1905-1907 гг., а его платформой - сначала - эсдековская, а потом эсерская, Именно на этой волне Мандельштам начал писать свои первые стихи, оказавшиеся гражданскими и подвластными влияниям Некрасова и Надсона. В оптическом поле семнадцатого года существенно «двойное гало» – двух разных революций – Февральской и Октябрьской. Мандельштам различал их свет, но гибель монархии встретил безо всякого сожаления: «я там ничего не забыл!». То же относится и к гибели переходной, без парламента, буржуазной республики, которую воспринимал скорее как продолжение старого строя, нежели как зарождение нового: этот скоротечный – с февраля по октябрь – период он не ощущал как свой. В начале 1920-х он признал октябрьскую революцию как основу нового государственного строя в России.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В работе публикуется впервые переписка С. Боброва с сестрами Б. Пастернака. Переписка касается содержания романа "Доктор Живаго" и спорных вопросов биографии и мировоззрения автора романа.
В данной работе проанализированы глаголы, появляющиеся в конце стихотворной строки в поэзии О. Мандельштама и Б. Пастернака. В статье подробно рассмотрено, как позиция конца строки влияет на выбор необходимой словоформы, и главным образом как зависят ее морфологические характеристики от расположения последнего ударного слога в стихе.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.