Препринт
Popular Knowledge Of The Past In Discussions On A City Online Forum
В статье рассматривается вопрос о специфике повседневного исторического знания и тех его особенностях, которые появляются в дискуссиях на веб-форуме. Для исследования данной проблемы, автор предпринимает анализ веб-форума как источника повседневного знания о прошлом – того типа коммуникации, который существует на форуме, и его влияния на содержание высказываний участников форума об истории. В основной части статьи, анализируется содержание онлайн дискуссий об истории и выявляются особенности повседневного знания о прошлом. В заключении, автор делает вывод о наличии в изучаемых дискуссиях определенных общих элементов, которые позволяют увидеть в этих обсуждениях единый паттерн повседневного знания о прошлом.
В данной статье речь идёт о том, какие трудности на своём пути встречает политика памяти в современной России. Отсутствие консенсуса в обществе по поводу значимых исторических событий является большой проблемой, негативно сказывающейся на попытках формирования национальной идентичности. Это признаёт и сама власть, в данный момент вре- мени неготовая сформулировать более или менее логичный и убедительный нарратив. В полной мере это подтверждается на примере «Ельцин Центра» в Екатеринбурге. Неоднозначное отно- шение к периоду правления Б. Ельцина, тем не менее, не останавливает российскую власть, осуществляющую практики политической легитимации, используя символическое наследие 1990-х гг.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Статья посвящена военной службе выдающегося государственного деятеля второй половины XIX в. К.П. фон Кауфмана на Кавказе, которая проходила на заре его карьеры в 1840–1850-е гг. Этот период его биографии до сих пор не получил подробного освещения, несмотря на то, что именно во время службы на Кавказе и участия в Крымской войне (также на Кавказском фронте) К.П. фон Кауфман приобрел первый опыт взаимодействия с восточными народами и государствами - как военный, так и дипломатический — который впоследствии очень пригодился ему во время управления Туркестанским краем (1867–1882 гг.). Важным источником информации об этом периоде жизни и деятельности Кауфмана служат записки его современников, служивших вместе с ним на Кавказе. В отличие от сухих фактов официальных документов (приказы, послужные списки и т.п.), они содержат более подробные сведения и нередко весьма яркие детали, характеризующие личность и деятельность К.П. фон Кауфмана, его военные и административные способности, личные качества — все то, что впоследствии нашло отражение в «завоевании и устроении» Туркестана.
-
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.
В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.