• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не ковыряйте палкой в тумане

15 декабря в ГУ-ВШЭ состоялась ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социология в современном российском обществе: диагноз тенденций и перспектив".

Участники конференции пытались понять, что такое "социология публичной сферы", реальность виртуального мира потребления, сравнивали отечественные и мировые тенденции в социологии предпринимательства, обсуждали социальную структуру, теневую экономику и неправовые практики в современной России, влияние коммуникативных технологий на социум и личность, массовое сознание, проблемы позитивной совместимости гражданской и этнической идентичости и перспективы развития России. Отдельные секции были посвящены ранней специализации социолога в студенческом клубе "Город", презентации книги "Общая социология" Лапина, Здравомыслова и Долгорукова, соотношению российской и мировой социологической культуры (памяти Ю.Н. Давыдова) и этическим основаниям социологии (памяти Ю.А. Левады).

"Почти 13 месяцев прошло со смерти Левады. Иногда пишут, что он был крупнейшим социологом страны. Но парадокс заключается в том, что Леваду не читают. И в ближайшее время, я думаю, читать не будут", — этими словами Льва Гудкова началась секция "Этические основания социологии". Почему сквозь внешнее и официозное уважение Левады просвечивает внутреннее отторжение? Потому что, по словам Гудкова, самим фактом своего существования Левада подрывал основы российской "социологии". Сам тип проблематики, находившейся в центре внимания Левады, основания, корни и сложность его исследований непонятны

Вадим Радаев
Вадим Радаев
отечественным исследователям. "Для Левады была важна случайность его собственной экзистенциальной ситуации", — говорит Гудков. Юрий Александрович работал в период "неморального" общества, любое действие в тотальном государстве считал аморальным. Леваду интересовали механизмы репродукции "неморального" общества, то, каким образом и почему такого рода социальные образования продолжаются во времени. В российской социологии такой ориентации, по словам Гудкова, не существует: "Государственно ориентированная социология просто не может этим заниматься". Для работы с социумом как гетерогенным материалом Левада разрабатывал концепцию "сложного социального действия", учитывающую неограниченное количество "рациональностей", т.е. того, что появляется при столкновении человеческих (материальных или идеальных) интересов. Наряду с "ценностно-рациональным действием" (описанным Максом Вебером) Левада вводит позволяющие использовать в соцопросах сложные размерности и работать с антропологическими вопросами понятия "закрытого" (ориентированного на интересы самого актора) и "игрового" (т.е. задаваемого самим действующим, упорядочивающим гетерогенность) действия. Основной конструкцией, воспроизводство которой тормозит модернизацию и позволяет советскому "формату" удерживаться во времени, был для Левады лукавый и гиперкомфортный "советский человек", существо, живущее, по словам Мераба Мамардашвили, так, будто никогда не сталкивается с последствиями собственных поступков. "Человек величайшего одиночества" (как назвал Леваду Алексей Левинсон), всю ответственность за происходящее в мире бравший на себя, был заинтересован в возвращении смысла слову "мораль", способному указывать не на однородность, тотальность социума, но на различие интересов и необходимую для свободного волеизъявления дифференцированность институтов.

Пленарная секция конференции (под председательством президента СоПСо, профессора ГУ-ВШЭ Н.Е.Покровского) была посвящена обсуждению судеб и перспектив социологии в России. Свою версию позитивной программы ("Не ковырять палкой в тумане") предложил зав. кафедрой экономической социологии, первый проректор Вышки Вадим Радаев. Итак, по словам первого проректора, для успешного выхода из кризиса отечественные социологи должны: не брать безграничных объектов, отказаться от "эзотерического" языка (написать новый учебник по социологии для школьников, например), прояснить собственные основания (определить исходные понятия, дифференцировать подходы, выделить аксиоматическую базу, отделить гипотезы от аксиом, заменить "актуальные вопросы" постановкой проблем, а доказательства общей применимости своих теорий заменить демонстрацией их ограниченности), попытаться выстроить методологические мосты между подходами и теориями, не бросать идеи в пространство, разделять идеологические и операциональные конструкции, осваивать "ремесло", обратиться к практике и "актуалке" (улавливать неявный спрос, не отгораживаться от бизнеса, решать "чужие" задачи "по-своему" и учиться предсказывать) и, наконец, стать (настоящими) патриотами (не поклоняться, но изучать наследие мировой социологической мысли, чтобы затем ее "цинично" использовать, строить национальную высшую школу и учиться играть в "свою" игру по "чужим" правилам).

Владимир Ядов
Владимир Ядов
Зав. кафедрой управления человеческими ресурсами, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Азер Эфендиев говорил о необходимости создания социологической гранд-теории и проблемах, связанных с опережающим социальную зрелость экономическим ростом. Последние два года рост заработной платы россиян в 2 раза превышал производительность труда. Социальная основа не готова к таким изменениям. Стабильность может обернуться чудовищным кризисом. Рост уровня жизни преподавателей обратно пропорционален объему научной работы. Дифференциация уровня жизни в столице ужасает. Элитное образование становится недоступным для большинства населения страны. Общество развивается количественно.

Один из старейших российских социологов Владимир Ядов был весел и журил коллег за пессимизм и "генерализаторство". По словам Ядова, никакой "аксиоматической базы" и "общей теории" в социологии нет и быть не может. Владимир Александрович считает, что "макро" и "микро", т.е. формы действий и сами действия нельзя свести друг к другу, "хоть ты сдохни", что социология не дробится, а разветвляется и цветет, и что только "у экономистов, потому что они тупые, есть мейнстрим".

На состоявшихся выборах правления, на двухлетний президентский срок в четвертый раз был избран профессор, член исполкома Международной социологической ассоциации Н.Е.Покровский.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Виктории Силаевой

Контакты: (495) 152-02-31, vshilova@yandex.ru

 

Ссылки

Вам также может быть интересно:

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.