• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России трудно узнать, кто и сколько получает в спорте…

Кто и сколько получает, и по каким критериям? Именно этому вопросу посвящен доклад "Факторы дифференциации оплаты труда в профессиональном спорте", с которым выступила 26 февраля 2008 года аспирант кафедры экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ Наталья Голосная.

Что такое профессиональный спорт? Видимо, это такой род занятий, который позволяет занимающемуся спортом человеку не только обеспечивать жизнь себе самому, но и содержать семью на вполне приемлемом уровне.

Но в таком случае возникает вопрос: а каковы же размеры заработной платы в профессиональном спорте, кто и сколько получает, и по каким критериям? Именно этому вопросу посвящен доклад "Факторы дифференциации оплаты труда в профессиональном спорте", с которым выступила 26 февраля 2008 года аспирант кафедры экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ Наталья Голосная. Семинар был организован научно-учебной Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ.

Автор доклада, опираясь на труды зарубежных экономистов, привела несколько моделей, объясняющих дифференциацию доходов спортсменов. Так, рассматривая модель рынка труда звезд, которая приведена в исследовании Ш. Розена (1981 г.), докладчик отметила, что особенностью рынка труда звездных спортсменов является крайне ассиметричное распределение доходов, притом, что небольшое число наиболее талантливых спортсменов "обслуживает" весь рынок. И причинами высоких заработков являются отсутствие абсолютной замещаемости труда и значительная экономия от масштаба. На основании этих факторов делается вывод, согласно которому звездный статус работника оказывает значительное влияние на его доход.

Также в докладе была приведена модель спроса на спортивные состязания Дж. Борланда и Р. Макдональда (2003 г.), включающая прямой спрос (посещение соревнований, платный просмотр спортивных состязаний по телевидению) и производственный спрос (спрос на соревнования со стороны СМИ с целью привлечения рекламодателей и использования информации в новостных блоках, спрос со стороны компаний с целью развития брэнда за счет спортивного спонсорства, со стороны организаций, продающих товары с логотипами определенных команд/спортсменов, интерес со стороны владельцев стадионов и спортивных площадок, спрос со стороны государства, спрос со стороны букмекерских компаний).

В этой модели выделены пять категорий факторов спроса на спортивные состязания: предпочтения потребителей; экономические факторы; удобство спортивной арены для зрителей; характеристики спортивного состязания; вместимость (размер) стадиона. Здесь же делается вывод: на доходы спортсменов в командных видах спорта существенно влияет фактор посещаемости соревнований.

Наталья Голосная
Наталья Голосная
Еще одна модель представляет собой, по сути, модель перехода спортсмена из любительского статуса в профессиональный (Р. Макдональд, 1988 г.). Главный вывод этой части исследования заключается в том, что на любом рынке труда есть несколько знаменитостей, получающих огромные доходы, и множество молодых, подающих надежды спортсменов, которым еще предстоит добиваться высоких результатов и завоевывать свой звездный статус.

И еще один вывод, касающийся внутрикомандных дифференциаций заработков: доходы игроков в командных видах спорта зависят не только от их персональных характеристик, но и от возможностей всей команды.

В разделе "Эмпирические исследования" на методах оценки и сравнения MRP (предельный доход труда) бейсболистов с их заработными платами (Дж.Скалли, 1974 г.) приведены факторы, определяющие уровень заработков игроков в бейсболе:

  • качество игры спортсмена (показатели количества ударов и бросков для бейсболистов);
  • доля очков, заработанных спортсменом, в совокупном количестве очков команды (вклад игрока в результат команды);
  • опыт игрока (его стаж в лиге);
  • степень популярности (узнаваемости) спортсмена среди болельщиков.

В исследовании приведены эмпирические расчеты докладчика о зависимости доходов спортсменов от факторов дифференциации в мужском профессиональном теннисе (по данным 2005 г.). Согласно расчетам, заработная плата выше у спортсменов с более высоким рейтингом, которые выиграли большее число турниров и которых можно отнести к категории звезд.

После выступления Н. Голосной состоялась оживленная дискуссия по сути изложенного. При этом, на мой взгляд, тема, поднятая аспиранткой кафедры экономики труда и народонаселения, носит весьма актуальный характер и для России, где до недавнего времени просто не существовало такого понятия, как профессиональный спортсмен. Ведь даже футболисты и особенно хоккеисты, многократно выигрывавшие чемпионские звания, не обладали профессиональным статусом, а числились любителями. При этом, формально числясь работниками различных предприятий и ведомств, они получали заработную плату, которая позволяла им жить относительно хорошо в период активной спортивной карьеры. После ухода из большого спорта многие выдающиеся мастера даже мирового уровня оказывались не у дел, что часто оборачивалось для них жизненными трагедиями.

Теперь ситуация изменилась, и в стране признано наличие спортсменов-профессионалов. Это обстоятельство диктует новые походы к взаимоотношениям между спортсменами и работодателями. В частности, в отечественном хоккее сейчас готовятся документы по созданию новой российской хоккейной лиги, где предполагается, в частности, введение двухуровнего потолка зарплат: основного и "звездного". Упоминалось в ходе дискуссии и о важности введения прозрачности заработных плат спортсменов(по примеру НХЛ).

Семинар научно-учебной лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ
Семинар научно-учебной лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ
Участники дискуссии отмечали разницу в оплате труда спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта, выделяли и такие формы поощрения, как вознаграждения за призовые места на соревнованиях мирового уровня. Правда, в данном случае подчеркивалось, что речь не идет о заработке, как таковом, но о призовом фонде, который, как правило, учреждается национальными федерациями спорта и Олимпийскими комитетами стран. Размеры этого фонда в разных государствах разные, и в целом он не может быть мерилом постоянного заработка спортсмена. Тем не менее, некоторые участники дискуссии обратили в этой связи внимание на такой аспект, как взаимоотношение государства и спорта.

Поводя итоги дискуссии, Сергей Рощин отметил, что тема включает ряд секторов, которые, с точки зрения формирования вознаграждения спортсменов работают по разным принципам, а посему трудно выработать единую модель, которая могла бы объяснить все. И даже из проведенной дискуссии видно, что мы до конца не можем перечислить те критерии, по которым можно построить типологии этих секторов — групповых видов спорта, индивидуальных и т.д.

Важно учитывать, что виды спорта делятся на те, которые способны работать в мировом масштабе (например, теннис и гольф) и которые замыкаются в рамках национальных лиг, когда и возникают локальные рынки, проблемы трансферов, барьеров и т.д. (например, футбол, баскетбол, хоккей).

Сергей Рощин
Сергей Рощин
В настоящее время попытка создания такой типологии не решена. И поэтому, когда делаются попытки эмпирически понять происходящее хотя бы в рамках одного вида спорта, вопрос о дифференциации заработков, зарплат остается открытым. Открытым остается и пространство для выяснения вопроса о том, почему одни виды спорта остаются более, а другие — менее доходными.

По мнению С. Рощина, наиболее перспективным является дальнейшее изучение вопроса о дифференциации заработков в рамках одного, желательно, командного вида спорта. При этом проректор Вышки с сожалением констатировал, что по России такие работы можно сделать не скоро, потому что велика степень закрытости данных.

В целом же было отмечено, что Н. Голосная находится лишь на начальном этапе разработки перспективной и интересной темы, и итоги этой работы могут иметь актуальное значение для России.

Презентация к докладу (PDF)

Николай Вуколов, Новостная служба портала

Фотографии Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства

Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.

Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста

Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.

Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки

Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.