• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У России есть ресурсы для бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и соцзащиты

Вопросы изменений, назревших в ключевых социальных сферах, обсуждались на пленарном заседании «Человеческий капитал и социальная политика» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Доклад «Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие», подготовленный экспертами Вышки на основе совместных докладов с Центром стратегических разработок, представила директор по социальным исследованиям ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, эксперты ориентировались прежде всего на те проблемные зоны, в которых есть «большой потенциал позитивных изменений», а все предлагаемые решения подкреплены «адекватными ресурсами».

Ситуация с человеческим капиталом в России на самом деле не так плоха, как это часто себе представляют. В индексе развития человеческого капитала, который составляется для Давосского форума, Россия занимает 16 место из 130. При этом по формальному уровню образования Россия находится на 4 месте, правда, по умению использовать в работе новейшие знания и компетенции — только на 42-м.

В то же время существующие проблемы при их правильном решении могут дать серьезный импульс для развития. Например, серьезный потенциал для улучшений есть в таком показателе, как средняя продолжительности жизни. Одна из главных проблем — очень высокая смертность мужчин трудоспособного возраста (хуже обстоят дела разве что в странах, раздираемых войнами). Кроме того, многое можно сделать в плане борьбы с бедностью, особенно по сокращению рисков бедности для детей — сейчас каждый пятый ребенок в России растет в бедной семье.

Лилия Овчарова выделила три приоритета, требующие принципиального изменения политики. Это миграционная политика, которая должна стать «дружественной для квалифицированных специалистов и студентов, обучающихся в России». Необходима и смена политики в области занятости: поднятие минимальной зарплаты до прожиточного минимума — это уход от традиционной для России модели рынка труда, когда занятость поддерживалась за счет низкой зарплаты. Наконец, необходимо переосмысление жилищной политики, в которой долгое время акцент делался на покупку жилья, но дальше расширять ипотеку опасно — в нее начнут попадать люди, которые объективно не способны ее выплачивать. К чему это может привести, видно на примере кризиса, разразившегося в США более десяти лет назад. Поэтому нужно развивать неипотечные компоненты жилищной политики — социальное и арендное жилье.

Советник президента РФ Александра Левицкая отметила, что при оценке демографической ситуации нужно уходить от двоичного подхода — жив человек или мертв

Еще три приоритета — образование, здравоохранение и социальная поддержка — требуют бюджетного маневра. Эксперты предлагают конкретные шаги в каждой из этих областей. Так, в образовании нужно достраивать систему непрерывного образования, особенно в ее начале (обучение детей) и в конце (переобучение зрелых работников). Также необходимо развитие современной цифровой школы и меры по развитию профессионального образования (в частности, вузы могли бы стать центрами инновации в своих регионах и отдельных отраслях).

Среди мер в системе здравоохранения предлагается создание новой модели участковой медицинской службы, которая повысит ее доступность для населения, создание системы эффективного лекарственного обеспечения, повышение эффективности управления и финансирования медицины (для этого нужно завершить создание страховой модели).

В плане соцзащиты необходим фокус на поддержку бедных семей с детьми. Кроме того, никуда не деться от изменения пенсионной системы, включая повышение пенсионного возраста.

Для успешного выполнения этих задач к 2024 году понадобится дополнительно расходов в размере 0,8% ВВП на образование, 0,7% на здравоохранение и 0,2% на социальную поддержку.

По словам председателя совета фонда ЦСР Алексея Кудрина, предлагаемый бюджетный маневр куда более скромный, чем тот, что де факто произошел с 2010 года, когда на 4,5% ВВП выросли расходы по двум направлениям — оборонные и социальные (прежде всего, на пенсии). А вот расходы на образование в этот период в относительном выражении снижались, на здравоохранение — почти не менялись. Предыдущий «оборонно-пенсионный» маневр «отобрал» 0,5% роста ВВП, предлагаемый — добавит 0,5% роста в течение трех лет и около 0,8% в более отдаленной перспективе. Алексей Кудрин уверен, что у России есть возможности для такого маневра и эти расходы «посильны без повышения налогов».

Комментируя часть доклада о здравоохранении, советник президента РФ Александра Левицкая отметила, что при оценке демографической ситуации нужно уходить от двоичного подхода — жив человек или мертв. Важно оценивать качество жизни и качество здоровья. Она напомнила, что в России 12 миллионов инвалидов, их число не сильно меняется. Но вот детская инвалидность растет последние четыре года, сейчас в стране 651 тысяча детей-инвалидов, причем в их структуре преобладает ментальная инвалидность. «Если мы говорим, что стране важен каждый человек, то важно работать и с этими детьми и их семьями», — считает Александр Левицкая. Пока же в этом отношении нет даже единой межведомственной политики: каждое социальное ведомство разрабатывает свои механизмы, не согласовывая их друг с другом, а иногда и приходя в противоречие. В итоге проблема не решается, зато увеличиваются неэффективные госрасходы.