• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

Статистика знает не всё

Открывая дискуссию, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин заметил, что благополучие — не очень привычный предмет для исследований в российской традиции. Нет устоявшего определения этого понятия.

Согласно исследователям ОЭСР, благополучие — это интегральная характеристика, объединяющая:

 психическое и физическое здоровье

 безопасность

 субъективную удовлетворённость жизнью

 социальную включенность

 качество окружающей среды

 материальный достаток

доступность образования и саморазвития

Статистика не дает четкого ответа на вопрос, являются ли цифровые технологии риском — или происходит культурный сдвиг, который нам пока не очень понятен?

С одной стороны, подростки 14-17 лет проводят перед экранами в среднем по 5 часов в день и отправляют около 470 сообщений в неделю.

С другой — 57% подростков заводят друзей онлайн, а доля подростков, употребляющих алкоголь, никотин и наркотики, снизилась с 2007 года на 50%.

(по данным Pew Research Center и UK National Health Service)

Проблема может заключаться не в цифровых технологиях как таковых, а в компетентности тех, кто ими пользуется

Ведущие исследователи отмечают, что именно в этом плане увеличивается разрыв между странами и социальными группами.

На взгляд Фрумина, мы склонны преувеличивать риски. Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ изучала распространенность различных форм агрессии и выяснила, что около 30% детей сталкиваются с кибербуллингом. Это большая цифра. Но доля детей, которые страдают от хулиганов в реальной жизни — значительно больше.

«Цифра» сделает образование доступным

Изучение проблемы благополучия невозможно без фундаментальных исследований нейрофизиологии и психологии детей, считает министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Что касается непосредственного использования цифровых технологий при работе с детьми, то в Минпросвещения воспринимают их как инструмент, который позволит максимальному числу детей и подростков получить качественное образование. При этом «никто не собирается заменить школу онлайн-курсами, а учителей — роботами и планшетами», подчеркнула Васильева.

Она выделила основные задачи, решаемые с помощью «цифры». Первая — перевод управления отраслью в режим принятия решений на основании больших данных.

Будет сформирована общая база сведений о системе образования, ее параметрах, ресурсах и участниках процесса

Именно из нее, в один «клик», смогут извлекать информацию контрольно-надзорные органы — учителя будут освобождены от большого количества нынешней бумажно-отчетной работы.

Вторая задача — создание личных кабинетов учеников и учителей. Для ученика это фиксация успехов и затруднений, адресная поддержка и сопровождение, а для учителя — возможность сформировать траекторию профессионального роста. И не менее значимая возможность, которую даст цифровая платформа — возможность выбора качественного образовательного контента, что особенно важно для сельских школ и детей, проживающих на отдаленных территориях.

Школьники не готовы отказаться от учителей

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева отметила, что необходимо не просто точечное использование отдельных технологий, а создание новой цифровой среды, в которую включены и дети, и взрослые. Она предполагает иной тип взаимоотношений. «В условиях цифровой среды роль живого человека, учителя, только возрастает», — считает она.

От преподавателя на уроке не готовы отказаться и сами школьники. Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина привела данные опроса учеников: половина из них готовы активно использовать информационные технологии на уроках, но почти столько же хотят получать информацию от учителя.

20% школьников говорят, что компьютеры должны использоваться не на всех уроках

Данные российских медиков показывают: «школьные болезни» (связанные с опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварением) в последние годы распространяются. Все меньше детей покидают школу полностью здоровыми — сейчас их всего 12%. Необходимо дополнительно исследовать, насколько сильно на это влияет увлечение интернетом и компьютерными играми.