• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Моя система оценивания студентов прозрачна»

Новостная служба портала уже сообщала о том, что по результатам студенческого голосования объявлены лучшие преподаватели ВШЭ  2013. Преподаватель кафедры экономической социологии Максим Маркин назван лучшим студентами факультета государственного и муниципального управления, также он получил от них несколько «писем признательности».

 

— Максим Евгеньевич, прежде всего, поздравляем вас! Расскажите, пожалуйста, как давно и какие дисциплины вы преподаете в Вышке?

— Я преподаю с того времени, когда сам учился на первом курсе магистратуры, в целом — уже четыре года. Основной курс, который я читаю на нескольких факультетах, — вводный курс по экономической социологии. Кроме того, в этом учебном году впервые прочитал профильный авторский курс по социологии рынков для студентов факультета экономики и отделения статистики, анализа данных и демографии, и плюс — еще курс по экономсоциологии для студентов факультета государственного и муниципального управления с акцентом на экономико-социологический подход к государственному регулированию хозяйства. Несмотря на то, что это были курсы по выбору, они оказались весьма востребованными: на третьем курсе факультета государственного и муниципального управления нас выбрали более 100 студентов, а на факультете экономики и отделении статистики — около 80-ти.

— Для вас имеет значение размер курса и аудитории, профильный он или вводный?

— Не могу сказать, что мне что-то нравится больше, а что-то меньше. Скорее хорошо, когда одно дополняет другое. Вводный курс для меня интересен тем, что он дает возможность познакомить студентов с предметом, рассказать наиболее интересные сюжеты, касающиеся разных сфер. А более узкие профильные курсы позволяют углубиться в интересующую меня проблематику государственного регулирования хозяйства. Кандидатская диссертация, которую я готовлю, посвящена этому вопросу, и, конечно, я с воодушевлением читаю курс госуправленцам. Но тут всегда возникает проблема — слишком велико количество интересных сюжетов, которые хочется рассказать, так что приходится сдерживать себя, фильтровать материал, чтобы не выпасть из логики курса. Словом, во всем есть свои достоинства и недостатки.

— Как вы относитесь к идее голосования за лучших преподавателей? Принимали ли вы сами участие в этих выборах, будучи студентом Вышки?

Мне особенно приятно, что письма написали студенты факультета государственного и муниципального управления, где я в первый раз читал авторский лекционный курс, связанный с темой моей диссертации.

— Выборы — это возможность напрямую узнать мнение студентов, которое, разумеется, очень важно. Студенты, посещавшие мой курс, знают, что я постоянно пытаюсь их раскачать, чтобы они участвовали в дискуссиях, давали обратную связь. Выборы как одна из форм обратной связи полезны. Что касается моего участия в голосовании, то я успел поучаствовать в нем в качестве студента один раз, два года назад, будучи студентом второго курса магистратуры.

— Кроме того, что вас выбрали лучшим преподавателем, вы также получили несколько писем от студентов. Можете поделиться, что они написали вам?

— Цитировать не буду. Скажу только, что они написали очень приятные слова. В частности, оценили мою манеру вести занятия, желание заинтересовать их, вовлечь, сделать так, чтобы предмет не был скучным. Мне кажется, любой предмет, особенно если он в принципе полезен, можно преподнести интересно. Мне особенно приятно, что письма написали студенты факультета государственного и муниципального управления, где я в первый раз читал авторский лекционный курс, связанный с темой моей диссертации. Вообще, это здорово, если есть возможность внедрять результаты своих исследований в преподавание, это стимулирует занятие наукой и одновременно (во всяком случае, я на это надеюсь) обогащает учебные занятия интересными текстами, данными, результатами.

— Насколько сложно или, наоборот, легко для вас сочетать преподавательскую и исследовательскую деятельность?

— Это, конечно, непросто. Сейчас, летом, когда нет преподавательской нагрузки, я планирую больше времени посвящать исследованиям. Период с августа по октябрь я проведу в Высшей школе социальных наук в Париже как академический аспирант. Затем, если все будет хорошо, у меня намечено еще две исследовательские стажировки в зарубежных университетах.

— Интересно поговорить о методике преподавания. Что оживляет занятия, а что раздражает студентов? Используете ли вы чужие практики, есть ли у вас примеры для подражания, «образцы» преподавания?

— Несомненно, я заимствую методические приемы моих учителей. На мой взгляд, логично и правильно использовать то, что кажется удачным, то, что мне в свое время как студенту нравилось. В самом начале преподавательской деятельности мне говорили, что по манере преподавания я копирую Вадима Валерьевича Радаева. А потом те же люди сказали, что у меня появился свой стиль. Я стараюсь читать лекции динамично — в сухом изложении материал есть в учебниках, в статьях, а лекция должна быть живая. Что касается частностей, то, например, я никогда не говорю в микрофон даже в большой аудитории, нужно уметь «держать» аудиторию и без микрофона, для этого надо говорить громко и с интонациями. На занятиях я стараюсь находить место для юмора, приводить шуточные примеры, анекдоты, которые иллюстрируют излагаемый материал.

— Вы не боитесь каверзных вопросов от студентов?

Я с удовольствием ставлю десятки, хотя в Вышке это и не распространено, так как считаю, что если человек отработал весь курс на сто процентов, его надо поощрить. Если же я ни разу не видел студента, это без дискуссий ноль баллов. Многие преподаватели ставят оценку, начиная от трех баллов, но ведь есть еще ноль, один и два, и я не стесняюсь их использовать.

— Я не боюсь сказать, что я чего-то не знаю. Даже если мне задают вопрос, ответ на который я знал, но забыл, мне не стыдно сказать, что я не помню, но пришлю информацию, если мне напишут на почту. Качество образования оценивается не по формуле: «запомнил — не запомнил», важно понимание предмета. Кстати, поэтому и от студентов я не требую запоминания множества частных показателей. Для меня критерием составления вопроса для экзамена является тот факт, могу ли я сам сходу ответить на этот вопрос. Если да, то вопрос можно оставлять, а если я не могу сразу ответить, если мне необходима дополнительная информация, значит — не надо про это и спрашивать.

— Насколько вы требовательный преподаватель?

— Я не думаю, что удастся найти студента, который скажет, что какой-то из моих курсов был зачтен ему без труда. Но также вряд ли многие скажут, что я был неадекватным и специально «топил» их на экзамене. Система оценивания весьма прозрачна: если человек ходил на занятия, читал тексты, участвовал в дискуссиях на семинарах, он уйдет со своей десяткой. Я с удовольствием ставлю десятки, хотя в Вышке это и не распространено, так как считаю, что если человек отработал весь курс на сто процентов, его надо поощрить. Если же я ни разу не видел студента, это без дискуссий ноль баллов. Многие преподаватели ставят оценку, начиная от трех баллов, но ведь есть еще ноль, один и два, и я не стесняюсь их использовать. Поэтому при изучении распределения оценок по моим курсам, вы не увидите типичное преимущество шести-семи баллов. Эти баллы для меня вообще загадка, я не понимаю, какой студент, с какими знаниями стоит за ними. Я ставлю много высоких и немало низких оценок.


Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.

Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.