• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я верю, что все дороги открыты»

Милан Мартинович, выпускник магистерской программы «Финансовая экономика» Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ. Милан приехал в Россию несколько лет назад из Сербии. Сейчас он продолжает образование в докторантуре (PhD) Лондонской школы экономики по направлению «Финансы».

— Милан, давно вы приехали в Россию?

— Уже девять лет. После окончания школы, когда нужно было определяться с дальнейшими жизненными планами, я понял, что хочу учиться за рубежом, так как у меня не было иллюзий о качестве образования в Сербии. Вариантов было два, ехать в Америку или в Россию. Последний класс школы я окончил в американской школе, и мне не захотелось продолжать там образование — конечно, решающим фактором является расстояние, все-таки Россия и духовно, и территориально ближе. И кроме того, пока я учился в Америке, мои школьные преподаватели очень хвалили МГУ имени Ломоносова, особенно качество и уровень образования на естественных факультетах. В итоге, я принял решение поступать в Московский государственный университет, на специалитет физического факультета.

— Вы говорите практически без акцента, вы хорошо знали русский язык, когда приехали в Москву?

— Что вы, я очень плохо знал русский язык, сдавал вступительные экзамены на английском, но в ходе обучения, у меня просто не было шансов его не выучить. К тому же наши языки очень похожи, поэтому это было не очень сложно в языковой среде.

— А как сложилось, что вы поступили в магистратуру МИЭФ, Международный институт экономики и финансов ВШЭ?

— После окончания магистратуры, я размышлял над тем, в какой сфере продолжить образование. В какой-то момент меня одолели сомнения по поводу моего будущего в физике и в науке вообще. В то же время еще на третьем курсе я заинтересовался экономикой — читал новости, следил за фондовыми рынками, посещал научные семинары по финансовой и экономической тематикам. Организатором одного из таких семинаров был мой знакомый — профессор Бранко Урошевич, он рассказал мне о своем студенте Карстене Шпренгере, который является преподавателем в МИЭФ. Я поделился с ним своими сомнениями по поводу физики, науки и дальнейших перспектив, послушал его рассказы, и постепенно родилась идея поступать в магистратуру МИЭФ. Оказалось, что в магистратуре Международного института экономики и финансов есть возможность учиться бесплатно, на моем курсе десять человек, включая меня, имели стипендию банка ВТБ и ничего не платили за обучение, а оставшиеся десять получали частичную стипендию — существующая система скидок делает магистратуру МИЭФ вполне доступной.

— Чем вас привлекает сфера финансов?

— На мой взгляд, финансы синтезируют научные подходы с практическим применением. В финансовой сфере много математики, которую я очень люблю, но она прикладная. В физике она тоже прикладная, но применяется для решения других задач, удаленных от реальной жизни. Одна из причин, почему я ушел из физики — потому что уже учеба закончилась, и все, что мне осталось — опыты и мелкая работа в лаборатории. А хотелось большего, хотелось не изучать свой маленький кусочек физики, словно болтик в огромной машине, а исследовать мир и процессы, происходящие в большой, реальной жизни. Для меня настоящим открытием стал общеэкономический подход к жизни: зачастую в жизни мы совершаем какие-то ошибки, либо не делаем того, что мы могли бы сделать, или жалеем о сделанном, а экономика говорит, что все счастье, которые мы можем получить, оно только в будущем, а не в прошлом. Все, что было в прошлом, мы получили, съели, оно пройдено, надо ориентироваться на будущее и жить за счет и ради него. Что касается перспектив, то финансами мне хотелось бы заниматься не только академическими, но и практическими, идеально было бы совмещать работу в университете с исследованиями на пересечении финансов и мировой экономики.

— Работа в университете — это преподавание?

— Да, в том числе. Во время учебы в магистратуре я вел семинары по математике в бакалавриате МИЭФ. И я понял, что мне интересна преподавательская деятельность. Мне нравилось, когда студенты о чем-то спрашивали, когда приходилось искать ответы на их вопросы, самому ставить новые вопросы перед собой. Преподаватель должен уметь объяснять, в этом его миссия. Мне нравится объяснять, особенно математические вещи — такие строгие, стройные и логичные!

— Какие люди, курсы запомнились вам больше всего за время обучения? Какие встретились преподаватели, кто действительно произвел впечатление?

— Я бы отметил курсы профессора Лондонской школы экономики, Джека Фавилукиса, он читает курс по современной теории оценки активов. Это очень интересный, жаль, что короткий, всего неделю длящийся курс. Профессор Фавилукис использует современные подходы для оценки финансовых активов, в частности синтез макроэкономики и теории оценки активов. Другой уникальный курс — это современная теория финансов, которую читает профессор из Оксфорда, Димитриос Цомокос. В этом курсе используется теория равновесного подхода и теория общего равновесия неполных рынков, эти знания уникальны, им практически нигде не учат, но мы постоянно с ними сталкиваемся в реальной жизни. Так же я бы выделил курс Карстена Шпренгера по финансовой экономике. Курс очень обширный, он начинается с простейших способов оценки активов, постепенно усложняется, в нем используются буквально все подходы к оценке активов, которые можно изложить за один семестр. Запомнился курс по микроэкономике Игоря Муравьева. Он требователен к студентам, но это обоснованная требовательность, так как она соответствует уровню материала, который Муравьев преподает. На его занятиях используется весь тот аппарат, которому нас учили на других курсах.

— Милан, судя по вашим словам, польза от пройденных курсов несомненна, а было ли вам интересно учиться?

— Учиться было не очень легко, но безумно интересно. Для меня все было ново, занятно, и потому я с радостью брался за любой материал. Я уделял много времени учебе, наверное, даже больше, чем в МГУ, или столько же. Для меня учеба — это то, что я умею делать, то, что у меня хорошо получается, мне нравится учиться и познавать новое. И я был удивлен и в то же время обрадован тем, что общая атмосфера в МИЭФ мотивирует на учебу. За эти два года у меня сложилось впечатление, что в ВШЭ учатся люди, которые стремятся получать знания, не просто диплом для галочки, а диплом, который соответствует их способностям, возможностям, знаниям. И таких ребят большинство.

— Вы сказали, что хотели бы в дальнейшем работать в сфере финансов. У вас уже есть практический опыт в этой сфере?

— Я пробовал торговать на бирже. Это был очень полезный опыт, благодаря которому я многое для себя прояснил, понял, как функционируют финансы и насколько это непростая сфера. Знаете, очень занятно, как мнения и страхи людей переходят в нашу реальную жизнь. Если люди считают, что все будет плохо, все действительно будет плохо, как это произошло два года назад, когда случился кризис. Ведь люди его ждали. Наши ожидания могут влиять на реальные факторы, которые в свою очередь усиливают наши ожидания. Выявление подобных причинно-следственных связей — крайне сложная, но увлекательная область, и мне хотелось бы исследовать ее детальнее. Возможно, эта тема и станет предметом моей финальной научной работы в Лондонской школе экономики, где я продолжаю обучение по стипендиальной программе PhD in Finance. Не знаю, куда занесет меня судьба дальше, но я верю, что все дороги открыты.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”

“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.

В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day

В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.

«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»

19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.

Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов

Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.

Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»

В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.

Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда

НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».

Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов

В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.

«Это путешествие изменило меня к лучшему»

На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.

Иностранные студенты НИУ ВШЭ узнали об истории и традициях Масленицы

22 февраля в корпусе НИУ ВШЭ на Старой Басманной, где расположен факультет гуманитарных наук, состоялось мероприятие по адаптации иностранных студентов под названием «Масленица». Российские сверстники рассказали им, что такое Масленица, провели традиционные масленичные игры и аттракционы, угостили блинами со сгущенкой. В свою очередь национальные клубы НИУ ВШЭ, объединяющие представителей различных диаспор, ознакомили гостей праздника со своими традициями проводов зимы и организовали дегустацию национальных блюд.

«Иностранные студенты, не приехавшие к началу учебного года, смогут учиться дистанционно»

В новой реальности у иностранных студентов (особенно у поступивших в Вышку в 2022 году) возникает много вопросов. Какие перемены ожидаются в университетской системе образования? Как быть, если по объективным причинам не получается прилететь в Москву к 1 сентября? Что Вышка делает для быстрой адаптации иностранных студентов? На эти и другие вопросы новостной службе портала ответил проректор Иван Простаков.