• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.

 

Святослав Каспэ
профессор факультета социальных наук

  1. В преподавательском искусстве много общего с театральным. Но это должен быть, по Антонену Арто, «театр жестокости».
  2. Надо ориентироваться не на средний уровень аудитории, а на высший. Тогда каждый возьмет столько, сколько сможет. «Могий вместити да вместит».
  3. Слово deadline происходит от слова «смерть». 
  4. Плагиат непростителен ни при каких обстоятельствах и ни в каких количествах. Даже мизерных. 
  5. Посещение занятий должно быть свободным. А экзамен — беспощадным.

Андрей Виноградов
старший преподаватель кафедры логистики

Думаю, что преподавание — это, скорее, творчество, а не точная наука. А творчество всегда сложно описать набором формальных правил. Тем не менее, могу дать следующие рекомендации:

  1. Интересоваться тем, что преподаешь. Если преподаватель интересуется своим предметом, то есть шанс, что этот интерес передастся студентам (по крайней мере, некоторым).
  2. Уважать студентов, видеть перед собой не безликую массу, а совокупность отдельных личностей, каждая из которых имеет самостоятельную ценность.
  3. Помогать студентам в личностном и профессиональном развитии.
  4. Добросовестно относиться к своей работе — тщательно готовиться к занятиям, внимательно относиться к своим «подопечным» при руководстве курсовыми и выпускными квалификационными работами.
  5. Оперативно реагировать на вопросы и просьбы студентов (не только в аудитории, но и вне её).
  6. Активно использовать в учебном процессе результаты актуальных научных исследований и практических разработок (консалтинговых проектов).

 

Алексей Улановский
доцент факультета социальных наук

  1. Приоритет Action Learning формату — обучению и научению через действие, делание, а не через абстрактные монологические выступления. Прикладные упражнения, демо, видео, кейсы. 
  2. Использование группы слушателей как ресурса — на них нужно опираться для совместного движения и углубления в теме. Я убежден, что одному вещать в присутствии множества людей — это почти преступление. Я верю, что любая группа собравшихся людей продуктивнее, сильнее и интереснее, чем каждый из нас в отдельности. 
  3. Доверие креативности. Мне кажется, мои лучшие занятия были тогда, когда у меня получалось как раз «отойти от правил», отпустить себя, не быть «сухим», «присутствовать», импровизировать и когда группа могла проявлять свою природную креативность. 

 

Елена Драгалина-Черная
профессор школы философии

  1. Люби  истину и делай, что хочешь.
  2. Люби поиск истины и делай, что хочешь.
  3. Люби  тех, с кем ищешь истину, и делай, что хочешь.

Анна Пашкевич
доцент факультета социальных наук

Мне когда-то попались две книги, в каждой из которых я отчасти усматриваю ответ на поставленный вопрос — «Каковы главные правила преподавателя?»

Так, в одной книге я увидела отрывок-наставление о том, каким может быть отношение преподавателя к тем, кого он(она) учит. Попробую воспроизвести по памяти суть высказывания: гораздо острее испытывают потребность во внимании те, кто младше нас. Когда внимание обращено к каждому из них, а не вообще ко всем (не к обществу, не к группе как таковой, абстрактно), а к каждому конкретному человеку, то тогда это становится делом практики и делом любви к человеку. Мне кажется, если смотреть на своих учеников не сверху-вниз, и даже не на одном уровне, а смотреть на них снизу-вверх, как бы на перспективу (они, конечно, совершеннее тебя самого!) и с терпением относиться к ним, как бы «дожидаясь их», дожидаясь их конкретного часа, то вопрос о дисциплине никогда не будет стоять, они учатся и трудятся с увлечением, делая шаг по вертикали уже на ваших глазах. И в ответ у них можно невероятно многому научиться.

В другой книге мне попался отрывок, сопряженный по смыслу с предыдущим, о том, что если ты преподаватель, то «сотни проверенных тетрадей» — это как раз-таки то персональное внимание и встречный ответ, которые в свою очередь выкристаллизовывают отношения между преподавателем и учениками. Именно поэтому я не считаю проверку текущих письменных работ каким-то неприглядным, рутинным и томительным временем жизни, не считаю «конвейером». Напротив, для меня это одна из самых больших серьезных ценностей в работе преподавателей.

А в остальном — важно разнообразие в содержании занятий, постоянная гибкая смена примеров, задачек — тех, что попроще, и тех, что сложнее. Это позволяет учиться и учить с интересом, испытывать себя, преодолевать себя — и тем, кто у доски, и тем, кто за партой.

 

Борис Демешев
старший преподаватель факультета экономических наук

  1. Собирай красивые задачи.
  2. Делай все учебные материалы публично доступными.
  3. Твори добро и бросай его в воду :)

 

Игорь Ким
доцент факультета экономических наук

Мне не совсем понятно, что значит «правила». Мне кажется, для того, чтобы быть успешным в любой профессии, надо чтобы она тебе нравилась. Так вот, мне нравится моя профессия. Это мне интересно и это мое ремесло, я могу с его помощью кормить свою семью. Я знаю, что для многих студентов мои занятия стали началом обретения профессии, я вижу, как меняются ребята за то время, что мы проводим вместе. Бывают замечательные студенты, через несколько лет, когда мы встречаемся, можно увидеть, какие они молодцы, как они «выросли», это очень приятно. Хотя бывают случаи, когда студенты приходят учиться, потусуются и уходят. И появляются сомнения: «А зачем я работаю?» Но, к счастью, мотивированных, умных ребят, которые знают, чего хотят, значительно больше. С ними приятно и интересно общаться, я знаю, что даю им что-то полезное. А иногда и сам узнаю что-то новое. Для меня важно, чтобы студентам было интересно. Если это получается, значит, я хорошо делаю свою работу.

 

Олег Воскобойников
доцент школы исторических наук

Правило первое: жить только тем, что ты преподаешь, твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни, а не контрактным обязательством. Студент отлично это чувствует, потому что его не обманешь. Выражаясь на академическом канцелярите, университетский преподаватель обязан быть исследователем.

Правило второе: занятия должны вестись без всяких бумажек на столе у преподавателя, тогда студенты видят, что он «болеет» своим предметом, и «заразится» сам. Если занятие идет с компьютером (всякое ведь бывает), компьютер должен быть слугой преподавателя, а не наоборот.

Правило третье: на имейл любого студента следует ответить максимум в течение суток. Речь именно о любом студенте, а не о любимом или любимой.

Правило четвертое: если в группе есть «правдоискатель», находящий ошибки у всех окружающих, включая преподавателя, ему нужно дать слово, а не просить «помолчать».

Правило пятое, самое простое: когда в узком вышкинском коридоре тебя ловят семь голодных голов с обычным «Олег Сергеич, Олег Сергеич, извините, у меня совсем короткий вопрос», вы должны ответить каждому по отдельности одновременно.

Правило шестое: вам должно абсолютно все равно, выберут вас в «лучшие» или нет.

 

«Быть честным. Быть сложным. Иметь чувство юмора». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 1

«Не мешать студенту пользоваться своим умом». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 2